«…Высоко! Не заберусь!»
Мы встретились с Анной Александровной Родиной, бывшей студенткой РГГУ, окончившей университет в 2011 году с красным дипломом. Сейчас она работает корреспондентом на РБК-ТВ. Анна рассказала нам о том, как складывается ее карьера, каких успехов ей уже удалось достичь и к каким вершинам она стремится. Мы узнали, какие воспоминания об университете остались в ее памяти, а также как она оценивает приобретенные ею за время учебы знания. Что сумел выстроить вчерашний студент за столь короткий срок?
Что повлияло на Ваш выбор профессии?
Сейчас мне 24 года. Стать журналистом я решила лет в 6. Я очень много времени проводила с бабушкой, и она мне не разрешала смотреть детские передачи, а смотрели мы вместе с ней «Вести», «Куклы», передачи Парфенова. Видимо, я смотрела их больше, чем нужно и потихоньку во все это втягивалась. И когда у нас с бабушкой состоялся однажды разговор о моем будущем, она спросила меня: «А не хочешь ли ты быть корреспондентом?». «Конечно, хочу!» - сказала я. В более осознанном возрасте, лет в 16, я несколько раз передумывала, я думала, а смогу ли я состояться в этой профессии? Считается, что журналист – это очень активный человек, что называется, «на боку дырочку протрет», а я, наоборот, человек спокойный, немного замкнутый. Меня в последний момент поддержала мама. Она сказала: «Ты попробуй, получится – хорошо, не получится – найдешь другую профессию». Я пошла на подготовительные курсы в РГГУ и в 2005 году провалила вступительные экзамены. Но в 2006 я все-таки поступила и в 2011 году закончила РГГУ с красным дипломом. Потом началась работа. Это ненормированный график, сегодня я беру интервью у бизнесмена, завтра освещаю мероприятия и так далее. Иногда это захватывающе, иногда – будничная рутина.
Оправдались ли Ваши ожидания от профессии?
Это же как все в жизни – что-то более интересно, что-то меньше. Нет, я не могу сказать, что разочаровалась в профессии. У меня не было каких-то особенных ожиданий. Я столкнулась с тем, что за все нужно отвечать, нужно быть собранным, внимательным.
В каком направлении Вы сейчас работаете?
Я корреспондент отдела информации РБК-ТВ. Я занимаюсь новостями. Самая тяжелая, самая важная, самая быстротечная, самая непредсказуемая работа.
Удалось ли Вам поработать с какими-нибудь известными личностями, интересными людьми?
С Прохоровым, на которого я чуть «удочку» не уронила («удочка» - держатель для микрофона). Это было накануне президентских выборов. Мы поехали с коллегами в штаб Прохорова на предвыборное мероприятие. У нас в тот день не было ассистента оператора. А «удочка» - она тяжелая, а Прохоров – он высокий. «Удочка» у меня выдвинута на полную длину. Вот они что-то обсуждают за столом, и я замечаю, что она у меня падает прямо на Прохорова и в последний момент ловлю.
Поскольку я работаю на деловом канале, это накладывает определенный отпечаток на то, чем я занимаюсь. Мне удалось взять интервью у двоюродного брата Путина. Это была довольно интересная ситуация. Меня послали освещать премию «Компания года», а Игорь Путин (президент «Мастербанка») был одним из номинантов. На мероприятии я сначала взяла интервью у нескольких бизнесменов и вдруг поняла, что хочу взять интервью у Игоря Путина. Я ставлю оператора с камерой и, на глазах у главного редактора нашего телеканала, иду к нему через весь зал и говорю: «Здравствуйте, я корреспондент РБК-ТВ. Могли бы Вы ответить на несколько вопросов для нашего канала?» И после этого интервью я поставила себе галочку в строке своего самолюбия.
Приходилось работать на улице. Из громких дел - мы с коллегами освещали заседания судебного процесса над Pussy Riot. В зале нельзя было разговаривать, поворачиваться, за звонок по телефону удаляли из зала. Зал был набит битком, духота страшная, и это продолжалось 4 дня в течение 8 часов. Но мы справились. Во время судебного заседания я вела твиттер-трансляцию о том, что говорили адвокаты, девушки. Мой коллега даже сделал репортаж о жизни корреспондента на таком заседании.
Как Вы разбавляете рабочие дни, чем увлекаетесь?
Я люблю искусство – Пушкинский музей, Третьяковскую галерею. Когда есть время, обязательно выбираюсь. Люблю печь пироги, ходить в кино, по магазинам.
А спорт?
Моя работа это уже спорт (смеется). Я люблю фитнес, бег. Тем более, что я живу в Олимпийской деревне, а это уже подразумевает занятия спортом. Люблю прогулки по парку.
Если вспомнить Ваши студенческие годы, что запомнилось?
Аттестация каждые 6 недель! Я вспоминаю лекции Петра Эриковича. Не помню, как назывался предмет, что-то по специальности. Он нам рассказывал о профессии журналиста, о том, как работать в команде, о важности мелочей в новостях, что важно до букв узнавать фамилию человека и как правильно указывать его в титрах. Сейчас я использую все его советы, и меня очень уважают коллеги за такой подход к делу.
Остались ли в памяти какие-нибудь забавные случаи из студенческой жизни?
Был случай, он опять связан с Петром Эриковичем. Тогда шла репетиция парада к празднованию 9 мая. Мы сидели на лекции и в это время прямо над университетом стали пролетать самолеты. Гул стоял – как во время бомбежки. Петр Эрикович прервал лекцию, подозвал нас к окну и стал рассказывать о самолетах. Это было так мило, очень интересно!
Что касается таких предметов как история литературы, эта информация оседает в вашей голове, в вашем культурном слое и потом выскакивает в самый нужный момент. Не могу сказать, что у нас был дружный курс, мы были не партнерами, а конкурентами. Все рвались отвечать на семинарах, дрались за эти плюсики, занимали первые парты, в общем, интересное было время.
Насколько сложно молодому журналисту строить отношения в коллективе серьезного канала?
Мне кажется, начинать всегда сложно. У меня получилось так, что сначала я была на практике на канале «Россия». Но там я не занималась журналистской деятельностью, я составляла план мероприятий, которые можно было бы освещать в течение месяца. Затем, на «Звезде» работала в группе, занимающейся координацией между региональными корреспондентами и московской редакцией. На пятом курсе я напросилась на стажировку на РБК. Сначала мне нужно было торчать в ГУМе и приставать к людям с вопросом: «Когда вы в последний раз делали ремонт?», а следующим вопросом был: «Верите ли вы, что Барака Обаму переизберут на второй срок?» Такая вот была работка. Но через год меня взяли уже корреспондентом на этот канал.
Что бы Вы посоветовали сегодняшним студентам?
Я бы посоветовала заниматься своим голосом. Потому что, если они собираются работать на радио или телевидении, это просто необходимо. Я столкнулась с тем, что мне не разрешают озвучивать материалы. То есть, я могу выходить в прямой эфир, но большие сюжеты озвучивают мои коллеги. Я очень надеюсь, что мне разрешат озвучивать, потому, что от этого зависит моя карьера.
А Вы работаете над голосом?
Да, у нас в штате компании есть преподаватель, ей за 70 лет, профессионал в своем деле. Она работала и с Ксенией Собчак, и с Парфеновым. Ее боятся все наши ведущие, но с голосами людей она творит невозможное. То есть, к ней приходишь с зажатым голосом, неправильными интонациями, и через 1,5 года упорного труда становишься гением эфира.
В каких новых областях Вы хотели бы себя попробовать?
Мне бы хотелось поработать в развлекательных программах, может быть, в программах об искусстве или кино. Хотелось бы быть ведущей новостей.. Карьера редко у кого делается вдруг. Лишь у тех, кто приходит в профессию с определенными связями. Я считаю, что эта сфера достаточно закрыта, и чтобы человеку получить работу, ему нужно с кем-то познакомиться, подружиться.
У Вас так было с Вашей первой работой?
Я понравилась директору службы информации. Там работала моя подруга. Она каким-то чудом достала мне его телефон. Я позвонила ему сама и попросилась на стажировку. Мне повезло. Он мне потом сам сказал.
А кроме телевидения, привлекают ли Вас радио или печать?
Я хотела бы поработать в печати. Когда-то я уже там начинала работать, это был интересный опыт. Но, к сожалению, это не те доходы, которые мне сегодня нужны. Я бы хотела поработать в PR, пресс-службе. Одно из преимуществ образования в РГГУ – оно дает много практических навыков. И понимание того, что ты можешь развиваться не только как журналист, но и как продюсер, возможно, как фотограф и так далее. Есть много возможностей приложить свои творческие усилия.
Что Вы можете сказать о той базе, которую заложило в Вас образование в РГГУ?
Я пришла на работу с четким представлением о том, как пишутся тексты для телевидения, о многих тонкостях такой работы. Я получила в университете ту базу, которая позволила мне сразу работать почти наравне с теми, кто работает в этой сфере не первый год. Я знаю, что в РГГУ требуют гораздо больше, чем во многих крупных московских ВУЗах. И процедура защиты диплома – сложная, многоступенчатая, но это честная борьба. Кто недоработал - тот недоработал.
Расскажите про свой диплом, какая была тема?
Два года я писала курсовые работы по образу телевидения. А потом сделала курсовую по инфотейменту, из которой потом вырос мой диплом. У меня к тому времени было уже много наработок по теме. Я согласна, что диплом – это простая форма научной работы, где нужно научным языком грамотно изложить свою точку зрения.
Как прошла защита?
Нормально прошла. Конечно, это был волнительное мероприятие. Я помню, что очень долго думала, что мне надеть, боялась каверзных вопросов и в завершение своего выступления напомнила руководству факультета, что меня не взяли в университет в 2005 году!
И как к этому замечанию отнеслись?
Я сказала это в шутку и с улыбкой, к тому же я уже защитилась!
Запомнились какие-нибудь проекты, интересные задания за время учебы? Что вызывает приятные воспоминания?
Приятные воспоминания – это, конечно, зимние каникулы! Да, аттестация каждые 6 недель, набор баллов - это тяжело. Но зато потом до 7 февраля – спишь, ходишь на каток, печешь пироги! По проектам, я помню одно интервью. Мы брали его с подругой у некой художницы. Сначала мы добирались к ней в поселок час на электричке, потом снимали интервью с молодой художницей, у которой на руках был маленький плачущий ребенок, так что получилось, фактически, двойное интервью. Затем я его монтировала двое суток – у меня то пропадал файл, то не работал компьютер. Но это было здорово. Вообще, каждый предмет в университете был своим приключением. А учеба, знаете, как смотришь на гору: «Высоко! Не заберусь!» А потом идешь, забираешься на один уступ, потом на другой и так до перевала.
Блазнина Виктория
Висящева Юлия
студенты факультета журналистики
Института Массмедиа РГГУ