Анна Михайлова

Анна Михайлова

О том, как правильно алгебру прогуливать

Печатая сообщение Анне Михайловой с предложением встретиться, мы четко представляли себе радиоведущего одной из самых популярных международных станций: взрослый, серьезный человек без минуты свободного времени. Что ж, со всем этим мы не ошиблись, однако к условленному времени в кофейню зашла молодая, симпатичная девушка с живым блеском в глазах – тут же завязалась беседа, а атмосфера сменилась с официально-деловой на более непринужденную. Выпускница журфака рассказала, как она пришла к выбору профессии, каким был ее журналистский опыт и насколько важно иметь высшее профессиональное образование.


Начнём, пожалуй, со стандартного вопроса. Анна, скажите, почему журналистика и почему РГГУ?

РГГУ выбрала совершенно случайно: однажды в субботу моя подруга должна была пройти испытание на подготовительные курсы по журналистике при РГГУ, а в субботу было обязательным для нас прогулять алгебру. (Смеётся). Она попросила меня пойти с ней за компанию, чтоб в случае необходимости проверить, нет ли в её работе ошибок. В результате испытание прошла не подруга, а я. И моя мама, будучи сама пишущим журналистом, сказала мне: "Попробуй, почему нет? Плохо ли?", – и я пошла, хотя изначально планировала идти на переводческий. Так всё и закрутилось. Я бы пошла на филфак, на лингвистику, если бы не нужно было прогулять алгебру с подругой.

Знания языка помогли Вам в журналистской деятельности?

Конечно, владение языками – это как хорошее дополнение к любой другой профессии. Например, сейчас я работаю на иностранных СМИ, и не будь у меня знания языков, я бы никогда туда не попала. Но людей, которые знают язык, но не могут писать, мы не можем взять на работу, потому что они не журналисты.

Говорят, школьные годы чудесны. Что Вы можете сказать о студенческой поре?

Студенческие круче, если честно. Проходили они прекрасно. Но я училась первые три курса, так как на третьем родила ребёнка, и на четвёртом-пятом успевала только прибегать на зачёт за полчаса, наскоро читать лекции и сдавать на "отлично".

Хочу сказать, первый курс был тяжёлым, хоть я и люблю учиться, люблю читать. Подход другой, не как в школе. Заставляли учиться, много учить, большие объёмы, за что большое спасибо преподавателям. Потому что потом это здорово помогло мне: любая гуманитарная профессия, в частности журналистика, подразумевает, что ты до чего-то "докапываешься". Если ты не учишься сразу проникать в суть вопроса и поверхностно видишь проблему, то потом на интервью ты никогда не вытянешь из человека то, что тебе нужно.

Согласны ли Вы, что высшее образование необходимо, чтобы стать журналистом?

Абсолютно. Базовое гуманитарное образование необходимо. Это такое образование, от которого ты будешь отталкиваться, но совсем уходить в учебу не стоит, нужно больше практиковаться, потому что то, чему тебя учат, и то, чем ты потом занимаешься – это небо и земля. Но есть люди, которые так и не умеют брать интервью, писать репортажи, хотя и с высшим образованием. Есть и такие, на которых смотришь и думаешь: "Надо же! Он же первый раз книгу открыл, а текст написал замечательный". Вот это дано. Это талант. Но просто так выехать на "голых способностях" тяжеловато. То есть способности и труд должны быть обязательно вместе. Всему практическому тебя будут учить на работе, но базовое образование у тебя обязано быть. Таков мой основной посыл.

Для нас на данный момент насущный вопрос – практика. Расскажите о Вашей первой работе, о том, где Вы работаете сейчас.

90% процентов моих деловых знакомств на данный момент – с практики. То есть практика очень важна. Первая моя официальная работа была в пресс-центре РГГУ. После первого курса работала на телеканале «Культура». Делать ничего не дают, зато весело: люди приятные, и вообще ты смотришь, запоминаешь, как все работает, это полезно. Это был хороший опыт, но так как я его вообще забыла, значит, он был не очень продуктивным в плане дальнейшей работы.

Практика на третьем курсе была зимой по желанию, набирали на «Россию-24». Меня взяли в бригаду райтером – прекрасная возможность научиться писать. Особенно это эффективно, если эфир через 15 минут. (Смеётся.) Затем взяли продюсером на программу «АвтоВести». Никогда не думала, что буду продюсером. Эта работа нужная, это хороший навык, который выручил меня, когда я искала новую работу. Не скажу, что я очень люблю это, но это именно то, что не заставит голодать.

Стояли ли Вы когда-либо перед выбором работы? Как Вы рассуждали в такой ситуации?

Да, когда я работала на «Вести FM», мне позвонили с канала "Россия 24" и предложили вакансию райтера. Это означало, что мне пришлось бы уйти с «Вести FM» и заняться написанием подводок, отказавшись от корреспондентского драйва, который мне так полюбился. В итоге я отклонила предложение, а это уже отказ шеф-редактору. Но такое всегда встречается с большим уважением, если ты можешь аргументировать свое решение. Так что у меня с этими людьми сохранились прекрасные отношения.

Что Вы можете сказать о работе на радио?

Чем хороша работа на радио – ты не в кадре. Но прямое включение по телефону помогает научиться быстро формулировать мысль: тебе могут задать вопрос, на который ты можешь вообще не знать ответа - приходится сочинять. Это очень стимулирует.

Получается, основная практика приходится на работу в экстремальных ситуациях?

У кого как: кому-то проще "наболтать", чем сесть и написать текст. Есть «болтуны», а есть «хорошо пишущие», но которые до судорог боятся говорить. Тогда от страха нужно либо избавляться, если хочешь работать на радио, либо признать, что ты журналист пишущий, и идти в печать.

Случались ли какие-либо серьезные или, может, забавные казусы?

Конечно. Например, когда готовится что-то срочное для эфира, ты приносишь редактору текст, а времени его проверять нет, ты бежишь на эфир – все написал, какой молодец! – а потом слышишь, что вместо миланского театра Ла Скала у тебя сказано мадридский! И это в прямом эфире, и исправить уже ничего нельзя! Или еще один пример: когда хоронили одного режиссера, я неправильно назвала его имя – серьёзный казус.

Кстати, открою маленький секрет, если известно, что человек болеет, лежит в больнице, то все некрологи пишутся заранее. Бывало такое, что некоторые некрологи лежали месяцами. Это, может, не совсем этично говорить, но те, кому я писала некрологи, чаще всего из критического состояния шли на поправку. Поэтому коллеги просили меня писать некрологи. Честно, для меня было потрясением, когда я впервые столкнулась с подобным «заданием».

Случались ли кризисы, когда Вы понимали, что не можете нарушить личные принципы?

Когда случаются кризисы, нужно менять работу. Например, я проработала на "ТВ Центре" 4 месяца, поняла, что не могу и не хочу больше этим заниматься, и ушла. Потому что если хочешь работать на НТВ, сразу идешь на НТВ. А когда ты попадаешь в структуру, которая позиционирует себя как серьёзное СМИ, но в итоге занимается тем же самым… нужно сделать выбор: либо ты работаешь за деньги, либо из-за любви к своей профессии.

Например, я готовила небольшой документальный фильм про "белгородского стрелка". Нужно было связаться с родственниками, школьными учителями, пролезть на кладбище, отыскать могилы... Я это сделала – и начальство хвалило, и рейтинг был хороший. Но после этого я поняла, что ухожу. Не думаю, что это кризис. Это скорее хороший опыт: лучше понять на практике, что я могу, а что нет, к чему у меня не лежит душа.

Какие события Вас больше интересуют? Политические или, может, культурные?

Я очень увлекаюсь искусством, люблю театр, музыку, совершенно помешана на живописи. Это мои личные пристрастия. Но, как журналист, я прекрасно понимаю, в каком состоянии находится сегодня культурная журналистика. Никто не смотрит программы на культурные темы, хотя это могут быть хорошие проекты, как на телеканале "Культура" – это не очень интересно делать просто за неимением такой возможности. А заниматься культурной журналистикой, чтобы только делать себе карьеру, не хочется. Так же как сейчас модно "ругать" постановки, где затрагивается определенная тема, к примеру, в последнее время тот же "Сталинград" очень обсуждаем.

Должен ли журналист, отражая события, выражать свое мнение, или же он должен беспрекословно выполнять требования редакции?

Есть определенная стилистика, в которой работает издание. Ты знаешь, что не можешь оперировать какими-то словами, фразами, не потому что тебе так сказал редактор, а потому что понимаешь, что именно в таком ключе строятся материалы в издании. Но если ты чувствуешь, что это сильно расходится с твоим мнением, сделай сухой материал, донеси информацию. Мнение, конечно, в любом случае должно быть. Тебе не может быть всё равно. Но нужно сильно абстрагироваться, потому что ты напишешь всё, что думаешь, а через два дня твоё мнение поменяется, и тебе просто будет стыдно, что ты не сдержал себя в профессиональных рамках.

Какие качества должен воспитывать в себе журналист? Назовите главные качества журналиста.

То, что он должен уметь слушать и ориентироваться в новостном потоке – это, конечно, самое главное. Качества, которые ценны – это ум, это смелость. Часто бывает, что нужно задать какой-то вопрос, но ты чувствуешь, что человек сейчас встанет и уйдёт, но если ты переборол себя и задал его, ты получаешь иногда больше преимуществ. Ни в коем случае не надо бояться, потому что результат чаще всего прямо противоположный.

Ощущаете ли Вы себя на своем месте, там, где Вы должны быть, или все-таки есть недостигнутые цели?

Мне кажется, если ощущаешь себя на своём месте, значит, что-то не так. (Смеётся). Должно всё время куда-то "хотеться". Просто я такой человек: если нет желания что-либо поменять, оставить всё на своих местах, значит, мне совсем стало скучно. Нет, мне нравится то, что я сейчас делаю, но есть ряд вещей, которые я бы поменяла, улучшила, попробовала.

Сколько зарабатывает радиоведущий, продюсер?

Радиоведущий с громким именем может зарабатывать абсолютно любую сумму. Просто эфирный ведущий в среднем зарабатывает больше пятидесяти, но меньше ста – так я вас сориентирую.

Каждое поколение студентов имеет свои хитрости в решении горящих вопросов, будь то: сессия, долговые «хвосты», невыполненная курсовая за день до сдачи и т.д. Не могли бы Вы поделиться некоторыми из этих хитростей?

Вы спрашиваете у человека, который за пять лет обучения не получил ни одной «четвёрки»! Я вам не помогу в этом деле. (Смеётся.) Я всё делала. Хотя, знаете, это на девяносто процентов везение. Бывало, я приходила абсолютно неготовой – спрашивают ровно то, что ты читал за пять минут до входа в кабинет. Вот везёт!

Пожелали ли бы что-нибудь студентам, в особенности студентам-первокурсникам: может, стоит чего-то опасаться?

Всегда интересуйтесь: самое чудовищное для журналиста, это когда ему неинтересно - это сразу чувствуется. Интересуйтесь для себя. Если тебе дали тему, и ты понимаешь, что вот-вот уснёшь от скуки – ничего хорошего не напишешь. Надо уметь этот интерес в себе возбудить, стимулировать и продержать до победного конца.

Вам наверняка говорили и будут говорить, я тоже скажу: для журналиста несерьёзно, когда он говорит «Я журналист, но я не смотрю телевизор, не читаю газеты, вообще мне всё это неинтересно» или «Мне нравится спорт, я спортивный журналист». Хорошо, это твои интересы, но завтра случится чрезвычайное происшествие – в ньюсруме сидят все, а ты ничем не можешь помочь, потому что ты «по спорту». Я сижу в интернете, я компенсирую каждую минуту то, что я не посмотрела по телевизору – всё надо восполнять. Надо смотреть, что происходит вокруг!

И все-таки не получить ни одной «четверки» за 5 лет обучения… Это отличный стимул для нас!

Ой, девочки, главное - не рожайте на третьем курсе!

Полина Маленкова

Наталья Пак



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru