Сезон журналистики
Замечательный, добрый, открытый и отзывчивый человек, выпускница РГГУ Яна Макаренцева рассказала нам о своем отношении к профессии журналиста и о том, как можно, получив данную специальность, стать специалистом в области туризма.
Мы видим, что Вы работаете в очень интересном месте. Могли бы вы рассказать нам подробнее о своей работе, конкретно об этом месте?
Конечно! С удовольствием! Конкретно здесь, на Турдом.тв, я появляюсь раз в неделю. Я веду программу "Счастливый час", предназначенную для людей, которые ищут интересные туристические пакеты и предложения. Каждую среду мой день начинается с того, что я превращаю подборку информации о выгодных предложениях в яркий, легко воспринимаемый текст, встаю вот сюда (показывает на невысокий стол), смотрю в камеру и начинаю вещать.
А где Вы работаете в остальные дни недели?
Моя основная работа происходит в редакции журнала "Горячая линия. Туризм", там я работаю корреспондентом. Но вообще и телевидение, и журнал, и сайт Турдом.ру – все это части одной большой компании – Информационной службы «БАНКО». Без лишней скромности скажу, что мы являемся главным информационным ресурсом для людей, работающих в сфере туризма.
С какого курса Вы начали работать?
Пока я училась, я пару лет преподавала русский и английский на курсах для школьников. Но даже после окончания института в журналистику попала не сразу. После окончания университета я попала в сферу музыкального пиара. Тогда мне казалось, что уходить с работы с трясущимися руками – это нормально, это взрослая жизнь, это работа, в конце концов. Но морально мне было тяжело вынести работу такого характера… Кроме того, мое воспитание шло сильно вразрез с поведением сотрудников компании. Продержавшись там три месяца, я совершенно случайно попала в журнал "Туринфо". И, когда вышел мой первый материал, радости моей не было предела: я держала в руках свежий номер, читала свою статью и думала: «Это – мое. Я вернулась на свое место, в журналистику». Спустя 8 месяцев я перешла в «БАНКО», но в фокусе остались те же темы – туристические.
Помните ли Вы свою первую опубликованную статью?
Если честно, я не помню, публиковалось ли что-нибудь, пока я училась в РГГУ… Я помню первую статью в журнале и те ощущения, когда видишь свое имя под заголовком.
И о чем же была та статья?
Статья называлась «Пик несезона». В туризме есть понятия «пик сезона» - это, как правило, конец лета и новогодние праздники, когда количество выездных туристов зашкаливает. А осень – это затишье. Так вот статья была о том, на чем зарабатывать деньги агентствам в период такого «пика несезона».
К чему Вы больше тяготеете: к тележурналистике или к прессе?
Однозначно, к тележурналистике! Здесь у меня нет ощущения, что меня "ставят голой". В печатной журналистике важна каждая мельчайшая деталь, вплоть до каждой точки. Кроме того, в печатный текст тяжело вложить свою интонацию, настроение. В кадре же много моментов можно легко обыграть мимикой, жестами, интонацией. Тележурналистика кажется мне живее. Кстати, я совсем забыла упомянуть о своем самом классном опыте работы на телевидении. Я была автором передачи "Фазенда" на Первом канале. Это действительно моя мини-медалька. Я занималась этим год, работала по совместительству Но потом, когда я оказалась здесь, в «БАНКО», времени на другую работу стало не хватать, и я ушла оттуда.
Какой был самый запоминающийся момент в Вашей журналисткой карьере?
Не знаю почему, но первое, что приходит мне на ум – моя 15-минутная истерика во время записи программы, на съемку которой отводится 10 минут. Я писала текст к очередному выпуску «Счастливого часа» и в описании одного из отелей решила подчеркнуть, что в нем разрешено размещение с домашними животными – настолько это меня поразило. Мне очень хотелось невозмутимо пошутить в кадре, что «предложение будет актуально для владельцев домашних животных. Ну, вдруг вы захотите показать мир своей кошке», но вместо этого в голову лезли картинки кошек, величественно расхаживающих вдоль бассейна вместе со своими хозяевами. Фразу в итоге пришлось вообще выкинуть, выпить пару стаканов воды, отдышаться и продолжить съемку.
Ну, а если говорить о каком-то драматическом моменте, с которым мне пришлось столкнуться, то это был переход из предыдущего журнала в этот. Моя первая работа напоминала мне отдых в санатории: у меня был свободный график, а мои работы печатались без правок главного редактора – такая у него была политика. На новом месте пришлось поменять свой режим и отношение к работе, чему я даже рада: появился жесткий график, ежедневные планерки, на которые нельзя опаздывать, и редакторские правки, с которыми ты не всегда согласен, но они обязательны для выполнения. Но, конечно же, я понимаю, что это та модель, по которой строится работа в любом уважающем себя издании.
А что в Вашей работе вы считаете самым сложным?
Соблюдение дедлайнов. Это отнимает много нервов и требует солидного уровня компетенции.
Сегодня многие считают, что журналистом можно стать, не получая журналистского образования. Что Вы думаете по этому поводу?
Мне кажется, что если бы я не пошла на факультет журналистики, я бы все равно смогла работать в этой профессии. Я хочу говорить очень честно, при этом не хочу никого обидеть: я не считаю журналистику образованием. Потому что, как мне кажется, умение писать, говорить, анализировать информацию и композиционно оформлять текст – это все формируется в школе в рамках общеобразовательной программы, у кого-то лучше, у кого-то – вообще никак. Возможно, я ошибаюсь, именно поэтому я иногда мечтаю переиграть ситуацию и посмотреть, что бы было, если бы одну и ту же задачу мне поставили в 11 классе, без журналистского образования, и на данном этапе жизни. Сказали бы: «Яна, напиши о проблеме «несезона» в турагенствах!». И вот я грустно думаю о том, что, наверное, я бы выполнила эту задачу одинаково. Но, как говорится, «история не знает сослагательного наклонения».
Почему Вы решили поступать именно на журфак?
Можно сказать, что от безысходности. В 16 лет я совсем не понимала, чего я хочу, думаю, как и большинство моих сверстников. Я просто иногда зачитывала родителям свои сочинения, им казалось, что я неплохо пишу и, возможно, было бы разумно поступать на журфак. Я ни в чем их не виню, потому что они предложили мне готовое решение, до которого я бы не дошла сама, и мне не нужно было мучиться в сомнениях.
Какие предметы, которые преподают на факультете журналистики, кажутся Вам наиболее практически необходимыми?
Мне кажутся самыми важными те предметы, которые ведут преподаватели, действительно занимающиеся тем, что преподают, а главное – любящие свое дело. Первый человек, которого бы я назвала с ходу – это Сергей Юрьевич Сидоренко. Это человек, который на первом курсе рассказал, мне кажется, все, что необходимо знать журналисту. Бесконечное уважение питаю к Басовской Евгении Наумовне. Это человек, который выработал во мне очень нужное и необходимое чувство стыда, если ты пишешь плохо. И, конечно же, я всегда буду благодарна Петру Эриковичу Шульцману за его какое-то «отеческое» к нам отношение. К тому же, те единственные репортажи, которые я сделала, учась в университете, я сделала для него.
А что для Вас РГГУ?
Для меня РГГУ – это, прежде всего, люди, которые окружали меня на протяжении всех 5 лет. Знаете, это очень крутое ощущение – знать, что ты учился с лучшими людьми и что твой курс был самым лучшим. Лучшим, в первую очередь, для тебя. Иногда мне кажется, что иначе и быть не могло, что жизнь должна была связать меня именно с этими людьми, и что если бы был другой университет, другие люди, все сложилось бы как-то… скучнее. И я действительно бесконечно рада, что закончила именно этот вуз.
Что бы Вы пожелали человеку, который собирается поступать на факультет журналистики?
Я бы искренне пожелала того, чего бы пожелала бы и себе в 2007 году. Провести эти 5, а теперь 4 года, с пользой. Заниматься самообразованием, читать книги и смотреть хорошее кино. И не откладывать это все на будущее. В будущем будет только работа и одно желание – спать! (Смеется). Поэтому используйте то время, которое вам дано, по максимуму! А еще я искренне желаю, чтобы те люди, с которыми вы учитесь, стали лучшими для вас, как мои однокурсники – для меня.
Если бы Вас попросили описать идеального журналиста в трех прилагательных, как бы вы это сделали?
О! Мы как раз недавно составляли портрет идеального турагента, и, по-моему, эти характеристики можно отнести и к журналисту. Он должен быть грамотным, компетентным и информированным. И, конечно же, хорошим человеком!
Тогда наш последний вопрос: какие у Вас цели на будущее?
Самое ужасное, что я никак не могу с ними определиться. На данный момент я просто стараюсь делать свою работу очень-очень хорошо и смотреть, к чему это в итоге приведет.
Михалина Дарья
Хачатурова Мария