«Я хочу ещё учиться»
Виктория Сергеевна Васина родилась в городе Подольске в 1990 году, окончила среднюю общеобразовательную школу № 24 в городе Подольске. В 2012 году окончила институт Массмедиа в Российском Государственном Гуманитарном Университете по направлению подготовки «журналистика». На данный момент является действующим журналистом. Работает в еженедельной газете парламентского собрания союза Беларуси и России «Союзное вече» и пишет статьи в разделе «Культура».
Как по-вашему, сочинение вопросов для интервью - это дар или профессия?
Мне кажется, что это совершенно нормально готовиться к интервью, то есть иметь набор каких-то вопросов, а потом уже в процессе общения вопросы сами рождаются. Ты просто должен иметь какой-то план, а дальше этот план уже обрастает, развивается и идет разветвление разных линий вопросов.
Помните Ваш первый опыт интервью?
Мой первый опыт был не очень удачным, потому что я составила множество вопросов и они касались самых разных тем. Допустим: «Какое ты любишь кино? Какую ты любишь музыку?»- совершенно банальные вопросы, и получилось так, что я респондента постоянно сбивала. Например, «Я люблю фильмы ужасов»,- и следовало спросить: «А почему ты любишь именно этот жанр», а я спрашивала: «Угу, фильмы ужасов. А какую музыку любишь?». Интервью все-таки должно течь, то есть отталкиваться от общей темы и стараться от нее не отходить, не сбивать человека то одним, то другим.
Были ли интересные задачи, которые перед Вами ставили преподаватели РГГУ?
Конечно. Нам давали очень много различных заданий, но на курсе были «гламурные» девочки, которые выражали недовольство: «Зачем мне монтировать видео? Я никогда не буду этим заниматься. Я хочу быть телеведущей. Мне не нужны для этого основы видеомонтажа или звукорежиссуры.
Был ли у Вас в университете любимый предмет?
Мой любимый предмет - мировая литература. Я от нее была в совершенном восторге, у нас были чудесные преподаватели
В процессе нашего общения выяснилось, что очень многие ребята не знают толком почему они пошли в журналистику, а ты уже конкретно говоришь, что пошла в тележурналистику
Нет-нет, смотри как получилось. У нас все это было под брендом «журналистика», а потом нас разделили. Причем это было негласное деление; нам вообще сказали: «Вот вы первая группа, тележурналисты, а вы другие две - просто журналисты». Программа у нас была разная, с третьего курса она отличалась на два-три предмета профильных, которые были там и там. Я ходила к двум группам. Мне, к примеру, одинаково интересна как фотожурналистика, так и звукорежиссура. Я говорю: «Я хочу и туда и туда ходить», мне разрешили. В итоге в дипломе у меня больше дисциплин, по которым идет отметка.
Почему я попала на журналистику? На самом деле это случайно получилось, я бы сказала, потому что я поступила в два университета. Вначале в университет имени Патрисия Лумумбы на лингвистику и собиралась в РГГУ поступать на лингвистику, потому что я с детства хорошо знала языки и все это мне было интересно, но в последний момент решила все-таки на журналистику в РГГУ пойти.
Самое полезное, чему тебя научил РГГУ?
Во-первых, эклектике, избирательности. У нас было много пар, на которые я не ходила. Я приходила на первую пару и понимала: «Так, нет, сюда я больше не приду»,- и изучала предмет самостоятельно. У нас были люди, недовольные обучением в университете, но я считаю, что все это зависит от тебя самого и от того, насколько ты способен самостоятельно работать. Университет - это довольно свободное место.
Вас отправили на СТК, вы сидели перед камерой и отвечали на разные неожиданные вопросы?
Нет, такого у нас не было. Это довольно веселая практика, началась она с третьего курса. Когда мы пришли на СТК, там была такая воодушевленная девушка, которая говорила: «У нас СТК, это так замечательно, так чудесно!» - Мне тоже было интересно, потому что я с детства интересовалась съемкой видео и монтажом, я пришла, наснимала несколько репортажей, моя практика была на СТК.
Были ли такие моменты о время твоего обучения в РГГУ, когда ты могла самой себе сказать: «Вот это успех!»
Да, у меня были такие моменты. Но у меня не было такого супервосхваления себя. Нам постоянно давали задания: взять интервью, сделать репортаж и так далее, а потом показать его в студии, вместе посмотреть и обсудить. Я получала, конечно, совершеннейшее удовольствие, когда видела, что сделали некоторые сокурсники. Я знаю, что сняла радикально иную вещь.
Было, например, задание, которое нам дал А. Малахов – сделать самопрезентацию. То есть нужно было снять видеоролик, демонстрирующий твои достоинства. Были девочки, которые сняли, как они держат Iphone, снимают себя, одеваются, идут куда-то гулять или на пробежку и говорят: «Меня зовут Катя (Таня, Даша, Вера), я из такого-то города. Я решила стать журналисткой, потому что я хочу быть известной телеведущей».
Моя самопрезентация выглядела так: я стояла около рельсов (их было не видно) зимой, в куртке и очень громко кричала: «Здравствуйте! Меня зовут Виктория Васина, я…» - и в этот момент сзади появляется поезд и, естественно, заглушает, что я там еще говорю. Было только слышно: «Здравствуйте! Меня зовут Виктория Васина, я…». Это вызвало смех, аплодисменты, всем это очень понравилось, Малахов тоже потом меня называл: «А вот та девушка с поездом». Это было конечно весело. Мне всегда нравилось какие-то необычные придумывать вещи. Есть задание и я старалась его вывернуть с необычной стороны.
Твои интересы?
Меня интересуют новые технологии, восьмибитная музыка.
Восьмибитная музыка?
Это музыка, написанная на компьютерных чипах, как из игр. Сейчас это переросло уже в целую индустрию, которая создает такую музыку на разных носителях.
Ты сама занимаешься написанием такой музыки?
Нет, но очень бы хотела этим заниматься. Просто для этого нужно иметь специальные устройства. На данный момент я увлечена видеомонтажом и обработкой видео. Сейчас у нас с подругой свой проект, мы сняли небольшой мультик и нас пригласили на «Московскую биеннале молодого искусства». По сюжету там две цифровые восьмибитные головы, девочки и мальчика, общаются посредством картинок capture. Картинки capture-это такие маленькие картинки с непонятными символами, которые нужно вводить при регистрации на каком-либо сайте. Идея создания такого мультика у нас появилась тогда, когда мы минут 25 не могли зарегистрироваться на Тумблере, мы никак не могли ввести такую capture-картинку, потому что попросту не было понятно, что там написано. В результате решили воспользоваться подсказкой, прослушать аудио, и аудио было еще непонятнее, чем сама картинка. Тогда и родилась идея создать такой разговор посредством этих картинок.
Мы набрали порядка двухсот картинок, из них выбрали самые интересные и составили осознанный разговор, где всплывали слова Бог, алкоголь, квантовая механика, компьютеры. Получилось, что мальчик разговаривает довольно рационально, а у девочки абракадабра выходит. Этот проект взяли на «Московскую биеннале молодого искусства», сейчас мы делаем инсталляцию.
Как Вы считаете, почему некоторые выпускники журфака не работают по профессии?
Может быть, потому что это был неосознанный выбор. У некоторых в ходе обучения сформировалось мнение, что им вообще не стоит заниматься этим. Я, например, проходила практику на Первом канале в программе «Пусть говорят» и там были такие циничные редакторы, которые просили меня искать жесткие и мрачные темы. Я приношу тему в стиле Достоевского: молодой человек убил бабулю-кредитора, у которой он взял денег, а они мне говорят: «Не то. Надо что-нибудь жесткое»,- и показывают выпуски программы про то, как школьники изнасиловали ветерана Великой Отечественной Войны или как мать подожгла двух своих детей. Они приводят эту мать в студию, начинается дискуссия… После двухнедельной практики я поняла, что больше не выдержу. Туда приходят люди, у которых серьезное горе, а для журналиста это настолько бытовая ситуация, он привык к этому «аду».
После этого я поняла, что никак не хочу связывать свою жизнь с телевидением, буду писать статьи о культуре или про зверушек, буду ездить в дальние дали и снимать репортажи про червячков и насекомых, про кого угодно, только не про людей, которые такие страсти творят.
Сейчас я занимаюсь тем, что пишу в газете «Союзное вече» о культурных событиях в Москве. Мне выделена полоса, в которой я пишу о том, что мне интересно. Это очень приятно.
Оксана Пушкина в своем интервью как-то раз сказала: «Мягкие, не очень упорные люди в журналистике не добиваются успеха». Как ты на это смотришь?
Очень много достойных мягких людей, которые в итоге достигают того, что они хотят и во что они верят. Возможно, таким людям чуточку сложнее, потому что они не устраивают хождения по головам, они остаются честными с самими собой.
Я стараюсь быть честной и открытой и не хочу впадать в паранойю, что везде меня могут обмануть и обидеть, но нужно быть осторожной. А еще я иногда думаю, как было бы здорово, если бы люди в метро знакомились, сколько можно было бы заиметь знакомств, если бы люди, оказавшиеся в одном вагоне, не сидели бы закрывшись от мира наушниками, а просто общались. Очень многие люди будучи в 17-летнем возрасте забывают про своего «внутреннего ребенка», они игнорируют его. Он им говорит: «Я не хочу делать это», они его затыкают, насилуют себя, делая как взрослые. Они перестают быть честными, открытыми, добрыми; думают: «Да зачем вообще эта открытость? Кому она нужна, когда меня используют?!» Мне бы не хотелось так… Слава Богу, мир большой, я поняла, насколько я люблю этот мир, насколько я люблю всех этих людей, насколько всё удивительно. Жить стоит, на самом деле. В жизни очень-очень много всего удивительного.
Я вот думаю, поскольку мы журналисты, нам придётся с разными людьми иметь дело. И будут такие люди, которые будут вызывать у нас неприязнь. Как это в себе подавить, побороть неприязнь?
Мне кажется, не надо ничего в себе подавлять. Просто нужно на этого человека с другой стороны посмотреть. В каждом из нас есть хорошие качества. Просто ты вынужден сейчас сидеть и общаться с этим человеком, брать у него интервью. Нужно найти эти хорошие качества, зацепиться за них и раскрывать их. Достать в нем хорошее, доброе ,светлое и чистое. Просто очень многие люди закрываются, становятся такими. В каждом это есть, просто у некоторых это очень сложно достать.
Многие говорят, что журналистское образование совершенно необязательно, чтобы стать хорошим журналистом. И гораздо лучше, когда человек приходит в журналистику из совершенно другой области. Вы согласны или нет?
У меня много знакомых филологов, лингвистов, которые потом пошли в журналистику. Действительно говорят, что не существует такой профессии, как журналист. Журналист – это практика, это скажем так, социальный институт, это не образование. Да, я согласна с этим мнением. Мне недостаточно моего журналистского образования. Я отучилась 5 лет и университет показал мне, как это здорово – учиться, искать, получать, узнавать, как это прекрасно вообще. Я не представляю, если бы я была в одиннадцатом классе и никуда не поступила и пошла бы работать. Я человек довольно меланхоличный, а здесь ты понимаешь, как всего много, как много возможностей, универ показал, как это здорово учиться, но мне этого недостаточно. Сейчас я понимаю, что я хочу ещё учиться. Я уже более осознанно понимаю, чего мне нужно.
Если бы тебе дали второй шанс прожить твою жизнь, ты бы изменила что-то, ты бы пошла другим путем?
Ой, нет, нет. Было конечно очень много моментов, которые меня не то, что сломали, меня сильно волновали и волнуют до сих. Были моменты, когда я некоторых людей обидела. От этого я расстраиваюсь сильно, но я бы не сказала, что хочу что-то менять. Я сложилась благодаря всему тому, что было. Если я что-то поменяю, я уже не буду такой, какая я сейчас есть. Я бы хотела жить дальше и не повторять каких-то своих ошибок.
Что ты можешь посоветовать нам, как начинающим журналистам?
Ой (смеётся), что вам посоветовать, я даже не знаю. Очень здорово, если вы не поддадитесь каким-то провокациям: я не такая, я хочу измениться. Просто у меня было много моментов, когда мне казалось, что со мной что-то не так. То есть я реагировала на какие-то ситуации по-другому, нежели другие люди. Довольно часто. Мне казалось, что со мной что-то не так, что нужно что-то изменить во мне, что-то я неправильно делаю. Потом я поняла, что это здорово быть собой. В каждом из нас есть правда и есть вот это настоящее, поэтому я желаю вам, как начинающим журналистам, нести себя, нести свою правду и вот уже…какое-то расплывчатое пожелание получилось, вы меня извините. Очень важно сохранить в себе вот это настоящее. Главное это сохранить. Провокаций много будет, чтобы запутаться.
Гринь Марина, Лебедева Анна
студенты факультета журналистики
Института Массмедиа РГГУ