«Журналистика - не призвание, а хобби»
Всем известно, что по окончании университета сложно сразу найти работу, а нашему герою удалось устроиться уже на втором курсе. О журналистике, профессии и немного личной жизни рассказал выпускник РГГУ - Виталий Смирнов.
В каком году ты закончил университет?
Я выпустился два года назад, но только в этом году получил диплом. Случилась непредвиденная ситуация: мне пришлось уехать перед самой защитой диплома. Но по возвращении я отлично сдал свою работу на тему «Ток-шоу»
Ты сейчас работаешь на «Первом канале», расскажи, как ты получил эту работу?
Со второго курса у нас лекции вел Андрей Малахов. Он давал нам текущие работы. И вот последняя аттестационная работа была на тему: «Кем я вижу себя через 20 лет?» В этот момент я понял, что нужно проявить себя и заинтересовать Андрея Малахова. В итоге, среди всех работ он выделил мою, оставил свой номер, сказав: позвони мне и посмотрим, что можно сделать. После этого нас, группу из восьми человек, отправили на стажировку на программу «Пусть говорят». Как оказалось - это был сущий ад. Люди постоянно приходили, уходили, увольнялись. Из всех «выжил» только я.
Что же такого «адского» в «Пусть говорят»?
Там очень тяжелая работа, которую никому не пожелаешь. Двадцать четыре часа в сутки ты разбираешь самые жуткие темы. Представьте: в выходной день, в субботу, когда ты отдыхаешь, собираешься смотреть КВН, тебя в час ночи вызывают на работу, со словами, например: «Нам нужны родственники погибших в авиакатастрофе в Казани. И как хочешь, они должны быть завтра на программе». Ты должен любыми средствами их уговорить: ты должен им врать, клясться, что ты им как-то поможешь.
В чем конкретно заключаются твои обязанности?
Сейчас я занимаю должность продюсера пре- и пост-продакшн. Сначала я подготавливаю все видео к программе: я придумываю сюжеты. После того, как программа отснята, она отдается на монтаж. Там программа собирается по звуку. Затем я оцениваю проделанную работу, вношу некоторые коррективы и выдаю продюсерам. А потом они оценивают пре- и пост-продакшн: от самого начала, как программа отснимется в студии, до того, как она выйдет в эфир.
Что для тебя журналистика?
Для меня нет журналистики, я ей не занимаюсь. Я занимаюсь продюсированием. А это совершенно разные вещи: мы собираем программы, и ничего из журналистики в этом нет.
В таком случае, пригодилось ли тебе твое образование?
На телевидении не столько важно образование, сколько твои пробивные способности, то, насколько ты хваткий. Сложность еще заключаются в том, что многие, работающие со мной - иногородние. Естественно, что их желание пробиться намного сильнее, чем у нас, москвичей.
А почему «журналистика»?
Я вообще-то я хотел стать лётчиком. Это действительно красиво, но очень опасно. Поэтому родители меня всячески отговаривали. В то время, когда надо было определяться с направлением, мой друг мечтал о профессии комментатора, и я задумался: почему бы не журналистика? В итоге, я стал работать в этой сфере, а он нет.
Как тебе помогла практика на студенческом телеканале и помогла ли?
Некоторое время я работал корреспондентом и приходилось совмещать также обязанности оператора. Моя первая моя съёмка была с Андреем Малаховым. По ее окончании, я понял, насколько важно «взять кассету». От этого напрямую зависит: будет ли у тебя сюжет. В этом плане СТК мне очень помогло. Ведь, когда ты выезжаешь на работу, тебе не объясняют твои обязанности. Тебя выпускают «в огонь».
Какой любимый твой фильм или режиссер?
Преподаватель Долгин показал мне фильм Томаса Винтерберга, который с точки зрения монтажа меня поразил. Фильм называется «Догма № 1». Это о людях, которые сознательно представляются умственно отсталыми и ведут себя соответствующим образом. Фильм снят против всех правил монтажа: резкие повороты и трясение камеры. Первое время тебя даже тошнит. Но потом ты понимаешь, что это что-то другое. Это здорово.
Кстати, как прошла твоя студенческая жизнь?
Честно говоря, ее и не было. После второго курса я начал работать. Я очень сожалею об упущенном времени.
Николай Карлович Сванидзе говорил нам, что если девушка выбирает эту профессию, то она должна отказаться от многого, от личной жизни в частности. А в твоем случае, карьера не мешает личной жизни?
Очень мешает. Времени абсолютно нет. Когда я работал на «Пусть говорят», я мог буквально месяц не выходить из Останкино и ночевать здесь же. «В прямом эфире» с Михаилом Зеленским дела обстояли также, но там мы были на хорошем счету, поэтому могли рассчитывать на выходные. На НТВ, без выдоха работали ночью и днем: днем едем снимать сюжет, ночью расшифровываем, утром монтируем – нон-стоп. Сейчас настал такой «островок спокойствия». Хотя не очень удобно работать с 12:00 часов. В лучшем случае, ты освобождаешься в 21:00, а может даже и в 23:00. Никакой личной жизни.
Кто для тебя журналист сейчас в нашей стране?
Настоящие гражданские журналисты остались в 17-18 веке. Я считаю, что журналист-это не профессия, это хобби, которым должен заниматься обеспеченный, известный человек. Как таковой профессии журналист в нашей стране не существует.
В журнале Port я прочитала завораживающую статью, написанную искусствоведом, получается - он может легко войти в журналистику, научившись правильно и красиво писать?
В наших редакциях, если спросить, то образование журналиста получили только я и Филипп Сперанский. Остальные - кто чем занимался: кто машины продавал...
Пик твоей профессиональной деятельности, когда он наступит, как ты думаешь?
Вы, наверное, меня спрашиваете не в тот момент жизни. Я смотрю на людей, которым кажется, что они чего-то достигли, но это на самом деле это не так. Стать ужасным снобом, день и ночь проводить на работе и не видеть ничего кроме нее - к этому не стоит стремиться.
Есть ли такая грань в профессии, через которую ты не переступишь?
Я не готов наговаривать и подставлять. В этом, наверное, и заключается мое образование. Если встанет такой вопрос, я готов уйти. Я уверен, что без работы не останусь. На телевидении всегда требуются люди.
Чем бы ты хотел заниматься, если не пре- и пост-продакшн?
Телевидение - это все же женская работа. Мужчина должен заниматься бизнесом: больше делать и создавать, чем говорить. На данном этапе жизни у меня возник кризис в профессии. Сейчас я понимаю, что это совершенно не то, о чем я думал, на что надеялся. Тут «конвейер»: есть ток-шоу, которое должно исправно выходить, и твои творческие порывы не ценятся. Зачастую из-за этого страдает качество. Эта работа истощает тебя настолько, что ты даже не можешь вспомнить, что мы вчера снимали.
С точки зрения твоей профессии, какую программу на «Первом канале» можно назвать качественной?
«Вечерний Ургант» и «Познер». Чувствуется, что эти люди занимаются действительно работой креативной и интересной.
Работа на телевидении - это твое призвание?
Возможно. Наверное, есть еще такие вещи, которые я не до конца понял, то, чего не знаю и чему еще следует научиться.
Ильина Алена
Костюк Мария