«Работа как образ жизни»
Юрий Геваргисович Бит-Юнан. Возраст: 25. Место рождения: г.Брянск. Работа: преподаватель кафедры литературной критики РГГУ «Основы драматургии», «История отечественной литературы», «История отечественной журналистики», «Введение в теорию литературы».
– Почему Вы выбрали именно РГГУ местом своей учебы?
– Я родился и вырос в Брянске, но поступать хотел в московский вуз. А это было очень непросто. Об РГГУ ходила слава университета, заинтересованного в зачислении студентов из провинции. Я думал, конечно, и об МГУ, но было не ясно, поступлю ли я на журфак. На филфак я поступил еще весной 2003 по результатам олимпиады, которая проводилась в моей школе. Но учиться хотелось именно на журфаке, а нас тогда пугали, говорили, что на журфак МГУ практически невозможно попасть… Потом, правда, выяснилось, что все было возможно. Вот я и нацелился на журфак РГГУ, который казался доступнее. Но в то же время это не было компромиссом: РГГУ уже тогда котировался не ниже МГУ.
– Были ли открыты в институтах Вашего города факультеты журналистики, где бы Вы могли получить образование?
– Все это было и есть, но мы живем не в Италии, не в Англии и не в Америке, где есть крупные политические, экономические и образовательные центры. В Италии, например, все красиво, почти каждый подъезд – реликвия: там Рафаэль проходил, тут Леонардо да Винчи расписался… Такая вот страна-музей. И там есть культура, традиции, которых нет у нас. В Европе и Америке очаги знания рассредоточены по всему государству – в России все иначе. У нас всегда были Москва и все, что за ее пределами. Что уж говорить о маленьком, уездном городе Брянске, образование в котором по качеству нельзя сравнить с московским: это даже не небо и земля. Можно было остаться в Брянске, можно было поступить в педагогический институт на журфак, но это было не то, чего я хотел, и не то, к чему меня готовили родные. В Москве возможностей в 1 000 раз больше, и это не гипербола – это печальная правда. И, кстати, это серьезная проблема. Так не должно быть, но так есть. Ну, и, наконец, всегда можно было вернуться в Брянск с московским дипломом.
– Какие эпизоды в Вашей студенческой жизни стали решающими в Вашей судьбе?
– Встреча с моими учителями. Это действительно было событием. Вы понимаете, этимологию слова «событие»? «Событие» − это то, что становится частью вашего бытия. Если в вашей жизни произошло со-бытие, то вы потом живете не так, как раньше, потому что ваше бытие изменилось. Раньше я любил гуманитарные науки «издалека». То есть любил, уважал, но предпочитал избегать личной встречи с ними, потому что «вблизи» уже надо книжки читать. Но, в принципе, гуманитарное знание меня всегда привлекало, поэтому когда я встретил здесь настоящих профессионалов, то, конечно, пришел в восторг. Я был совершенно очарован Михаилом Павловичем Одесским, но в этом смысле я не оригинален. Был очарован Оксаной Ивановной Киянской. Она рано защитила докторскую, многое знает, обладает непререкаемым авторитетом, пишет книги. А потом я познакомился с Давидом Марковичем Фельдманом. И это уже было событием. Его авторитет для меня сопоставим только с авторитетом моего отца. Он совершенно уникальный человек, одно время я даже пытался копировать его походку, но это было смешно. Давид Маркович – человек, который знает почти все, и при этом он бесконечно добрый. Он настоящий офицер и никогда, ни при каких обстоятельствах, никого не оставит в беде, никогда никого умышленно не обидит. Но при этом он не простит оскорбления, нанесенного близкому человеку. Это тот случай, когда человеческие принципы раскрываются на высочайшем уровне. И это, к сожалению, нечасто встречается.
– Как Вы считайте, похожи ли Вы на своего учителя?
– У него большой жизненный опыт, и в его жизни произошло несколько событий, которых не было в моей. Если бы подобное случилось со мной, я бы, наверное, обозлился, разочаровался. А он – нет. И я, очевидно, не такой добрый, как он. Я моложе, и гораздо менее гибок. Хотя Давид Маркович, конечно, иногда производит впечатление человека, у которого на лбу написано: «Не подходи – убьет», на самом деле это не так. И еще: он более удачно налаживает диалог с теми, кто не хочет заниматься своим делом. Я с такими людьми не имею точек соприкосновения. Он умеет воспитывать – мне это удается гораздо хуже.
– Расскажите о Ваших отношениях с одногруппниками.
– Очень хорошие, у нас был дружный курс. Если кому-то нужна была помощь, то он всегда знал, что может обратиться к товарищам. Мы на самом деле относились очень тепло друг к другу.
– А сегодня Вы поддерживаете с ними отношения?
– Да, с некоторыми однокурсниками я до сих пор поддерживаю контакт.
– А хотели бы Вы заново вернуться в студенческую жизнь?
– Нет, мне интересна моя работа. Я сейчас на своем месте, и поэтому повторить этот прошлый опыт я бы не хотел. Если бы мне предстояло вновь прожить студенческую жизнь, то, скорее всего, я бы поступил в медицинский институт, потому что эта профессия рассматривалась мною как альтернативная.
– А, кроме работы, у Вас есть какие-нибудь увлечения?
– Да, но для нас, преподавателей кафедры литературной критики, работа – это образ жизни. Гуманитарии развиваются всю жизнь, и я плохо представляю себе хорошего преподавателя, который освоил школьную программу, прочитал необходимые критические статьи и на этом поставил точку. Настоящий преподаватель должен развиваться всю жизнь, и если он делает это исключительно по долгу службы, то ему следует задуматься о том, правильно ли он выбрал профессию. Иначе говоря, я не просто понимаю, что должен развиваться, – я, в первую очередь, хочу этого. Хочу читать, думать, искать возможность доказать своим студентам, что те предметы, которые я преподаю, действительно важны. Отказ от идеи самосовершенствования постепенно приведет к потере профессионального чутья. Поэтому для меня так важна моя работа. Что же касается более специфических развлечений, то для меня лучший отдых – это общение с близкими людьми, обмен мыслями и эмоциями. Еще люблю играть в шахматы и стрелять из пневматического оружия.
– Могли бы Вы, бывший студент РГГУ факультета журналистики, дать нам, будущим журналистам, несколько профессиональных советов?
– Скорее всего, нет, потому что каждый из вас будет выбирать свое направление, тему курсовой работы, кафедру. Я не могу дать вам совета, потому что многие из вас планируют стать журналистами, а я сейчас не занимаюсь журналистикой, я преподаватель и ученый. Так что разберетесь сами.
Кристина Андреева
Ксения Галкина,
студенты факультета журналистики
Института Массмедиа РГГУ