Ирина Кано

Ирина Кано

«Сама себе режиссер»

Кано Ирина Аркадьевна – кандидат филологических наук по специальности Журналистика, преподаватель кафедры журналистики. Образование: окончила факультет журналистики Института Массмедиа РГГУ (2003). Сотрудник Института Массмедиа РГГУ с 2000 года. С 2003 года – преподаватель. Работает в области кинопроизводства с 2005 года. Сотрудничала со специализированным изданием «Менеджер. Кино» (цикл статей по зарубежному кинопроизводству, цикл статей по состоянию киноотрасли в регионах РФ). Постоянный автор материалов для журнала «Русский экран». Область научных интересов: Кинопроизводство, психология, развитие креативности. На факультете журналистики читает курсы «Сценарное мастерство», «Креативность и журналистика».

– В какой момент своей жизни вы решили стать журналистом?

В моей жизни часто происходили события, которые определяли дальнейший путь, встречались люди, которые помогали мне найти свою дорогу. Я, в некоторым смысле, фаталист. Мой отец был военным, мы с семьей не раз переезжали. И вот когда я оказалась в 10 классе в Твери, у меня был очень хороший директор школы, который буквально «засунул» нас с одноклассницей на местный телеканал с формулировкой: «Надо помочь сделать репортаж о нашей школе». На факультет журналистики я ,фактически, не поступала. Первые 2 года в РГГУ училась на факультете психологии и параллельно посещала занятия на отделении редактуры факультета филологии. Факультета журналистики тогда не было, его только начинали создавать. На тот момент существовал уже Институт Массмедиа, правда, в ином виде. Это была площадка, где мы могли выражать себя: снимать, монтировать сюжеты, создавать свои программы. На 3 курсе пришлось выбирать: либо оставаться на психологии, либо полностью уходить в журналистику. Я выбрала журналистику.

– В современном мире все чаще ведутся споры о том, кто есть журналист, может ли им стать любой. Журналистика, по вашему мнению, это ремесло или призвание?

Для кого-то и то, и другое. Для кого-то – только ремесло. Журналистика – прикладная область. Нельзя научить быть журналистом, им можно только стать. Это как вопрос: Можно ли научить человека рисовать? Да, держать карандаш и копировать картинки можно, но не из каждого получится Леонардо да Винчи.

– Бытует мнение, что журналистика - мужская профессия. Можете ли вы с этим согласиться?

На мой взгляд, подобным образом неправильно говорить о любой профессии. В вопросах профессионализма нет мужчин и женщин. Есть хороший и плохой специалист. Вы либо владеете профессией, либо нет. Например, моя - второй режиссер – тоже считается мужской, однако, я пока ни разу не слышала, что раз я женщина, значит – непрофессионал. Возьмем наглядный пример. На нашем факультете журналистики всегда численно преобладали девочки. Неизменное соотношение: 90 к 10.Да,возможно,потом в профессии остаются мужчины. Но здесь скорее выбор: профессия или семья, личная жизнь... – а это уже совсем другое.

– По окончании университета каждый выпускник встает перед выбором своей дальнейшей дороги. Как быстро вы нашли свою? Насколько ваша дальнейшая жизнь была связана именно с журналистикой?

Честно говоря, я никогда не хотела заниматься журналистикой в виде репортерской детельности. Мне с самого начала была интересна режиссура, я охотнее занималась созданием общей концепции и постановкой программы. По окончании университета передо мной не стоял выбор чем заниматься, главным вопросом было: где я буду этим заниматься? В кино или на телевидении?

Телевидение - это бизнес в чистом виде. Кино же, для меня, отрасль гораздо более творческая, оттого и более привлекательная для меня. Хотя это тоже, безусловно, жесткий бизнес. Если говорить, о том, как я попала в кино, то, признаюсь, это было дело случая. Я привела на практику в кинокомпанию "АМЕДИА "своих студентов. Начальник отдела кадров рассказывала им о перспективах работы здесь и собстенной заинтересованности в новых кадрах. И я ее спросила: «Вам нужны люди? Вот я. Возьмёте?» И она предложила учавствовать в отборе на должность ассистента режиссера. Я его прошла. Вопрос, где остаться: в кино или на телевидении – решился сам собой.

– Зачем журналистам сценарное мастерство? Чему вы, главным образом, учите своих студентов?

Сценарист и журналист – по сути – очень близкие профессии. Они отличаются крупностью формы произведения на выходе. Оба должны уметь интересно рассказывать свою историю. Журналисту, в отличии от сценариста, нужно это уметь делать в рамках какого-то заданного жанра, нередко имея очень небольшой объем материала на выходе. Интересно рассказывать истории в любой форме. Да. Пожалуй, этому я их учу.

– Возвращаясь к разговору об "АМЕДИА". Вы работали над проектом "Адъютанты любви"...

Да, это был мой первый проект. Очень интересная работа, снимали яркий исторический проект, в котором была задействована отличная команда. Об этом проекте только самые светлые воспоминания, возможно, потому что это была моя перавая работа в кино. Сначала я работала скрипт-супервайзером: отслеживала тексты, которые произносили актеры, готовила документацию для съемок. Потом все глубже погружалась в процесс, в технологию съемок сериала. Технология была «не наша». Это была хорошая школа. Надо заметить. Что мне повезло и я попала не в павильонную группу, а в ту, что работала на натурных съемках, киношным методом. У нас в команде был замечательный второй режиссер, Светлана Горбачева, которой я очень благодарна и профессионально, и по-человечески. Она меня заметила и вовремя сказала, что нужно идти дальше. Фактически, она оставила меня на проекте вместо себя.

– Боюсь показаться неосведомленным, но все же спрошу: «В чем состоит работа второго режиссера?»

Это человек, который полностью владеет информацией по производству проекта, стыкует между собой департаменты, планирует проведение съемок.... – ведет проект. Ответы на вопросы: что? когда? где? снимать приходится искать должны быть у второго. Он эдакий серый кардинал, который помогает воплотить идеи главного режиссера в жизнь. С учетом возможностей и особенностей съемки, конечно.(Улыбается) Второй режиссер - это своего рода "отрезвитель" для команды творческих людей, который должен держать руку на пульсе происходящего, вовремя ориентировать команду.

– А если говорить о минусах, которые, безусловно, присутствуют в каждой профессии?

Скорее не минусы, а нюансы. Ответственность. Ненормированный рабочий день, где иногда все 24 часа ты проводишь на съемках; отсутствие точного графика, когда ты месяцами пропадаешь в командировках , нервы – а куда без них. (Улыбается). Но несмотря на все это, я ни за что бы не согласилась бы сидеть в офисе пять дней в неделю по 8 часов. Для меня все окупается удовольствием от того, что я делаю.

– Если оглянуться назад и подвести мысленную черту, удалось ли вам осуществить все то, что было задумано?

Не могу сказать, что что-то не получилось. Наоборот, получилось, но, возможно, не так, как изначально планировалось. И сложно сказать, как было бы лучше. Цели пересматриваются, обретают новый смысл и то, что тебе хотелось больше всего перестает казаться интересным. Со временем понимаешь, что если человек считает себя состоявшимся, всего достигшим, ему больше некуда идти. Мне есть к чему стремиться и куда двигаться. Не люблю точки. Лучше многоточие...

– Как вы видите себя через 10 лет?

Отучаю себя от привычки видеть себя через 10 лет. Имеет смысл представлять себя сегодня- завтра, но не в столь долгосрочной перспективе.

Если же говорить о том, как я вижу себя в профессии через 10 лет, то определенные мысли, конечно, есть. В плане кино – новая ступенька (серьезные проекты, где есть место новым идеям и возможностям), либо смена сферы деятельности. Есть мечта – открыть творческую студию, некую лабораторию творчества, где можно обучать детей искусству фотографии и кино, умению не только смотреть, но и видеть. Но это скорее из серии мечт, далекого будущего. Можно создать идеальную картинку в своем воображении, но не стоит идеализировать жизнь. По роду своей профессиональной деятельности я привыкла не строить идеальных картинок. Нужно жить тем, что есть сейчас и понимать, что с этим можно сделать, чтобы продвинуться дальше.

Анастасия Бушуева

Владислав Магров



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru