российский
государственный
гуманитарный университет

Кто есть кто   Кто есть кто   Б   Баранова Светлана Измайловна

Кафедра/Центр

Кафедра музеологии, Кафедра кино и современного искусства

Должность

Профессор, главный научный сотрудник

Ученая степень

Кандидат искусствоведения, доктор исторических наук

Государственные награды и почетные звания

Заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат премии митрополита Макария (2007) и премии И.Е. Забелина (2013), благодарность министра культы Российской Федерации (2010).

Биографические сведения

Баранова, Светлана Измайловна (род. 6 апреля 1950). В 1975 г. окончила исторический факультет Государственного педагогического института им. В.И. Ленина и поступила на работу в музей-заповедник «Коломенское» (ныне МГОМЗ). В 2007 г. в МГХПА им. С.Г. Строганова защитила кандидатскую диссертацию «Изразцовый декор памятников архитектуры Москвы XVII века» по специальности 17.00.04 – искусствоведение. В 2015 г. защитила в РГГУ докторскую диссертацию «Московский изразец в пространстве русской городской культуры конца XV – XVII века» по специальности 24.00.03 – Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов (исторические науки). В настоящее время – хранитель фондов «Изразцы» и «Фарфор, фаянс, стекло» Московского государственного объединенного музея-заповедника. 

Научно-педагогическая деятельность

С 1998 г. преподает в Российском государственном гуманитарном университете.
В настоящее время читает курсы
  • «Учет, хранение и комплектование музейных предметов»,
  • «Атрибуция и методика изучения музейных предметов»,
  • «Основные направления деятельности художественных музеев»,
  • «Правовые основы и документ обеспечение выставочной деятельности»

на кафедрах музеологии и теории и истории искусства факультета истории искусства РГГУ. Читает спецкурсы на кафедре истории и теории христианского искусства факультета церковных художеств ПСТГУ.

Область научных интересов и сфера научной деятельности

История России Московского периода; история русской культуры, музееведение, реставрация.

Публикации

Книги:
  • Москва изразцовая. М.: Москвоведение; Московские учебники, 2006. 400 с.
  • Русский изразец: Записки музейного хранителя. М.:МГОМЗ, 2011. 429 с.
  • Изразцовая летопись Москвы. М.: Русский импульс, 2012. 231 с.
  • Московский архитектурный изразец XVII века в собрании Московского государственного объединенного музея-заповедника Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино. М.: МГОМЗ, 2013. 136 с.
Изразец в позднесредневековой Москве: конец XV–XVII век. М., РГГУ, 2013. 271 с. Коллективные монографии:
  • Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря: путь к возрождению. Реставрация 2010-2015 годов. М., 2016.
  • Керамическая установка. По материалам архива и коллекций А. В. Филиппова. Москва.: Эксмо, 2017.472 с.
Основные статьи и материалы научных конференций:
  • Зооморфные изображения на изразцах из коллекции музея «Коломенское». Образ грифона // Коломенское. Материалы и исследования. М., 1992. Вып. 3. С. 98–112.
  • Кирпичи с клеймами из памятников Коломенского // Коломенское. Материалы и исследования. Вып. 2. М., 1992. С. 74–81.
  • История комплектования коллекции изразцов музея «Коломенское» // Коломенское. Материалы и исследования. М., 1993. Вып. 5, ч. 1. С. 104–119.
  • Греющие красотой // Родина. Российский исторический журнал. 1993. № 10. С. 78–80.
  • Изразцовое действо // Родина. Российский исторический журнал. 1994. № 2. С. 77–79.
  • Рукодельных хитростей изрядные изыскатели // Родина. Российский исторический журнал. 1994. № 1. С. 114–116.
  • Советская облицовочная керамика из собрания музея. Забытое имя // Коломенское. Материалы и исследования. Вып. 4. М., 1994. С. 195–211.
  • Кирпич старой Москвы // Московский архив: Историко-краеведческий альманах / Московское городское объединение архивов. М., 1996. Вып. 1. С. 59–75.
  • История одной челобитной // Наше наследие. 1997. № 43–44. С. 31–37
  • Подмосковная Атлантида // Наше наследие. 1997. № 43–44. С. 22–29.
  • Петр Великий и Москва: Каталог выставки. М., 1998. С. 47, С. 110, С. 129–130.
  • К вопросу о датировке Водовзводной башни в Коломенском // Культура средневековой Москвы. XVII век. / Ин-т археологии Рос. акад. наук. М.: Наука, 1999. С. 226–232.
  • К истории создания изразцового декора церкви Параскевы Пятницы в Охотном ряду // Археологические памятники Москвы и Подмосковья. (Труды / Музей истории города Москвы; вып. 10). М., 2000. Ч. 3. С. 205–213.
  • К вопросу о московских аналогиях в изразцовом декоре ярославских церквей // V научные чтения памяти И. П. Болотцевой (1944–1995): Сб. статей. Ярославль, 2001. С. 99–109.
  • «Разсадник изразцового дела в России» (к вопросу о новоиерусалимских аналогиях в изразцовом декоре Москвы 2-й половины XVII века) // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим»: Сб. ст. / М-во культуры Моск. обл., Ист.-архитектур. и худож. музей «Новый Иерусалим». М.: Сев. паломник, 2002. С. 225–234.
  • Керамическая надпись из ротонды Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим»: Сб. ст. / М-во культуры Моск. обл., Ист.-архитектур. и худож. музей «Новый Иерусалим». М.: Сев. паломник, 2002. С. 133–139.
  • Невоплощённое: художник Давид Ципирович // Московский архив. М., 2002. С. 489–499.
  • Примерная программа дисциплины «Основные направления и формы музейной деятельности» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин ГОС ВПО второго поколения по специальности 021000 «Музеология» / авт.-сост.: С. И. Баранова, Т. П. Поляков, Л. Я. Ноль, В. М. Ковригина // Музеология: специальность 021000: гос. образовательный стандарт высш. проф. образования и примерные программы дисциплин федер. компонента: (циклы общепроф. дисциплин и дисциплин специальности) / М-во образования Рос. Федерации, Рос. гос. гуманитарный ун-т, Учеб.-метод. об-ние вузов Рос. Федерации по образованию в обл. ист.-архивоведения. М.: РГГУ, 2002. С. 325–339.
  • Керамическая «летопись» колокольни храма Святых Адриана и Наталии (Святых Апостолов Петра и Павла) в Москве // Искусство христианского мира. М., 2003. Вып. 7. С. 221–233.
  • Художник. Человек. Эпоха //Александр Павлович Плигин. 1880–1943. М., 2003. С.41–46.
  • Геральдические орлы в московской фасадной керамике XVII в. – элемент декора и эмблема государства // Искусство христианского мира. – М., 2004. Вып. 8. С. 260–270.
  • Клейма на керамических облицовочных изделиях XIX – нач. ХХ веков // Коломенское. Материалы и исследования. М., 2004. Вып. 8. С. 96–11. (совместно с М.Ю. Горячевой)
  • Золотой век московской архитектурной керамики // Стиль московского изразца. М., 2005. Без страниц.
  • Проблемы изучения изразцового декора памятников архитектуры Москвы XVII в. // Ростовский Архиерейский дом и русская художественная культура второй половины XVII века (материалы конференции 21–23 сентября 2005 г.). Ростов, 2006. С. 60–71.
  • Миграция московских изразцов // Коломенское. Материалы и исследования. М., 2007. Вып. 9. С. 64–78
  • К вопросу о реконструкции печей Коломенского дворца // Коломенское. Материалы и исследования. М., 2007. Вып. 10. С. 118–134.
  • К вопросу о подлинности изразцового декора памятников архитектуры Москвы 17 в. // Архитектурное наследство. М., 2007. Вып. 48. С.106–117.
  • Изразцовый декор Москвы XVII века: проблемы иконографического анализа // Искусство христианского мира. М., 2007. Вып. 10. С. 490–504.
  • Буткеевы // Московская энциклопедия / [редкол.: С. О. Шмидт (гл. ред.) и др.]. М.: Москвоведение, 2007. Т. 1: Лица Москвы, кн. 1: А–З. С. 246.
  • Иванов// Московская энциклопедия / [редкол.: С. О. Шмидт (гл. ред.) и др.]. М.: Москвоведение, 2007. Т. 1: Лица Москвы, кн. 3: С. 471.
  • Максимовы // Московская энциклопедия / [редкол.: С. О. Шмидт (гл. ред.) и др.]. М.: Москвоведение, 2007. Т. 1: Лица Москвы, кн. 2: С. 523.
  • Салтыков// Московская энциклопедия / [редкол.: С. О. Шмидт (гл. ред.) и др.]. М.: Москвоведение, 2007. Т. 1: Лица Москвы, кн. 4: С. 142.
  • Свешников// Московская энциклопедия / [редкол.: С. О. Шмидт (гл. ред.) и др.]. М.: Москвоведение, 2007. Т. 1: Лица Москвы, кн. 4: С. 195.
  • Филиппов // Московская энциклопедия / [редкол.: С. О. Шмидт (гл. ред.) и др.]. М.: Москвоведение, 2007. Т. 1: Лица Москвы, кн. 5: С. 246.
  • К истории реставрации изразцового декора Москвы XVII века // Кадашевские чтения. М., 2008. Вып. 3. C. 162–167. 36. Кирпич как орудие национальной самоидентификации // Антиквариат. 2008. № 35 (57). С. 100–107.
  • Надгробница XVII в. из церкви в Коровниках (г. Ярославль) // Российская археология. 2008. № 4. С. 133–136.
  • Новые данные о ранних видах московского керамического декора // Московская Русь. Проблемы археологии и истории архитектуры. М.: Институт археологии РАН, 2008. С. 374–393.
  • Русские печи и камины в изобразительном искусстве // Коломенское. Материалы и исследования. М., 2008. Вып. 11. С. 129–138.
  • Надгробница XVII в. из церкви в Коровниках (г. Ярославль) // Российская археология. 2008. № 4. С. 133–136.
  • Делаем музей изразца // Музей. 2009. № 36. С. 36–40.
  • Проект «Музея изразца» в Измайлове // Коломенское. Материалы и исследования. М., 2009. Вып. 12. С. 267–276.
  • Роль исполнителя и заказчика в производстве московских фасадных изразцов XVII в. // Коломенское. Материалы и исследования. М., 2009. Вып. 12. С. 210–233.
  • Типология заказа в древнерусском производстве фасадных изразцов в Москве // Искусство христианского мира. М., 2009. Вып. 11. С. 504–519.
  • Древнерусский изразец и московская архитектура рубежа XIX–XX вв. // Федор Шехтель и эпоха модерна. Международная научная конференция к 150-летию со дня рождения Ф.О. Шехтеля. М., 2009. С. 173–174.
  • К вопросу об уточнении датировок фасадной керамики Москвы XVII века // Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. М., 2009. С. 125–136
  • Делаем музей изразца // Музей. 2009. № 36. С. 36–40.
  • Проект Музея изразца в Измайлово // Вестник РГГУ. М., 2009. Вып. 15. С. 311–315.
  • К вопросу о заказчиках и зодчих изразцового декора московских построек в конце XVII века // Вестник РГГУ. М., 2010. № 15 (58). С. 261–269
  • Реставрационная деятельность Ф.Ф. Рихтера и возрождение символики эпохи Московского царства (на примере реставрации палат Романовых в Москве) // Историография источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин. Материалы XXII Международной научной конференции. М., 2010. С. 145–148.
  • К вопросу о подлинности изразцового декора памятников архитектуры Москвы 17 в. // Архитектурное наследство. М., 2007. Вып. 48. С.106–117
  • Московские изразцы: формы миграции // XIV научные чтения памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2010. С. 119–128.
  • Изразцовый декор памятников архитектуры Москвы XVII в. Типология заказа // Третьи всероссийские краеведческие чтения. М., 2010. С. 168–172.
  • Музей московского изразца в Измайлове // Третьи всероссийские краеведческие чтения. М., 2010.С. 83–87.
  • Изразцовый декор здания Главной аптеки // Исторический музей – энциклопедия отечественной истории и культуры. М., 2010. С. 304–320. (Труды / Государственный исторический музей; вып. 182).
  • Золотой век московского изразца // Московский журнал. 2010. № 7 (235). С. 11–28.
  • Московский изразец: жажда цвета // Московское наследие. 2010. № 4 (15). С. 7–8.
  • Орлы и львы Крутицкого терема // Московское наследие. 2010. № 4 (15). С. 9–10.
  • Расцвет русского изразечного дела // Русское искусство XVII века. М., 2010. С. 24–29.
  • Памятник эпиграфики. Об атрибуции и реставрации керамической надписи на колокольне храма Святых Адриана и Наталии в Москве // Живой город: рro et contra: о московской реставрации. М.: Арт-Реставрация, 2010. С. 110–115.
  • Черепица в монашеском погребении Сретенского монастыря в Москве // Российская археология. 2010. № 1. С. 140–142.
  • «А пожаловал их государь для подносу образцовых кафель». Изразцы из Коломенского дворца царя Алексея Михайловича // Родина. 2011. № 3. С. 105–108.
  • Архитектор Ф.Ф. Рихтер – первый исследователь русского изразца // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. М., 2011. Вып. 2 (5). С. 163–179.
  • Изразцовый декор церкви архидиакона Стефана в Заяузье // Архитектурное наследство. М., 2011. Вып. 54. С. 102–121.
  • Изразцы из Коломенского дворца: география трансформации художественных импульсов // Историческая география: пространство человека VS человек в пространстве. Материалы Международной XXIII научной конференции. М., 2011. С. 158–161
  • Изразцы из Коломенского дворца: трансформации художественных импульсов // Коломенское. Материалы и исследования. М., 2011. Вып. 13. С. 197–216.
  • «Изыскал фарфоровые массы» // Родина. 2011. № 11. С. 93–94.
  • Керамические «надписи» в декоре московских храмов XVII в. // Российская археология. 2011. № 2. С. 81–87.
  • Керамическая надпись из ротонды Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря // Вестник РГГУ.М., 2011. Вып.12. С. 195–208.
  • Керамические «надписи» в декоре московских храмов XVII в. // Российская археология. 2011. № 2. С. 81–87.
  • Печи Коломенского дворца. Достоверность реконструкции // Музей. 2011. № 4. С. 52–58. 72.
  • «Чем больше строишь, тем больше хочется строить…» // Родина. 2011. № 8. С. 154–157. 73.
  • Декорированная нагробница некрополя Неждановских в церкви Иоанна Златоуста в Ярославле // XVI научные чтения памяти И.П. Болотцевой. Ярославль, 2011. С. 56–70.
  • Каталог выставки «Святая Русь». М, 2011. С. 224–225, 494–495
  • Изразцовый декор шатровых колоколен Москвы XVII века // Кадашевские чтения. М., 2011. Вып. 8. С. 97–102.
  • К вопросу об авторстве изразцового декора Главной аптеки в Москве // XIII Научная конференция «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». М., 2011. С. 160–165
  • Водовзводная башня в Коломенском. М., 2012.24 с.
  • Изразцовый декор памятников архитектуры Великого Устюга // Архитектурное наследство. М., 2012. Вып. 56. С. 77–94. (совместно с Ю.Ю. Лисенковой).
  • К вопросу об изучении ярославского изразца // XVI научные чтения памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2012. С. 5–28.
  • Каталог выставки «Рождение образа. Форма и цвет». М, 2012. С. 78.
  • О заказчиках изразцового декора церквей в Заяузье XVII в. // Вестник РГГУ. М., 2012. Вып. 6 (86). С. 145–166.
  • Основные подходы к изучению московских изразцов // Вестник РГГУ. М., 2012. Вып. 11 (91). С. 242–249.
  • Реставрационная деятельность А. В. Филиппова // Академик Императорской Академии Художеств Николай Васильевич Глоба и Строгановское училище. М., 2012. С. 367–381.
  • Русский изразец как исторический источник // Археография музейного предмета. Материалы Международной научной конференции. М, 2012. С. 28–31.
  • Из опыта совместной работы Музейной комиссии МКО и московских музеев // Пятые Всероссийские краеведческие чтения. М., 2012. С. 198–202.
  • Ярославские изразцы. Методы изучения // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Ярославль, 2012. Вып. 2. С. 37–41.
  • Источники инноваций в Московское изразцовое искусство XVII века // Вестник РГГУ. М., 2013. Вып. 7. С. 200–207.
  • Роль П.Д. Барановского в создании коллекции архитектурных изразцов Московского государственного объединенного музея-заповедника // Шестые Всероссийские краеведческие чтения. М., 2013. С. 250–259.
  • Керамическая надпись ротонды Ново-Иерусалимского монастыря // Реставрация и исследование памятников культуры. М., 2013. Вып. 6. С. 29–37.
  • Геральдика и эпиграфика в изучении изразцового декора памятников архитектуры Москвы XVII в. // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXV Международной конференции. М., 2013. Ч. 2. С. 201–202
  • Изучение позднесредневековых московских изразцов. Формирование методики // Искусство христианского мира. М., 2013. Вып. 13. С. 307–325.
  • Строительная керамика и строительные материалы Москвы // Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы. М.: АСТ, ОГИЗ, 2013. С. 319–408.
  • «Поднос образцовых кафель». Изразцы и изразцовых дел мастера-ценинники // Белорусы Москвы. XVII век. Минск, 2013. С. 266–291.
  • Дворец в Коломенском // Белорусы Москвы. XVII век. Минск, 2013. С. 292–307.
  • Опыт реконструкции древнерусских печей в Московском государственном объединенном музее-заповеднике // К двадцатилетию высшей школы реставрации РГГУ: академическое искусствоведение, археология, научная реставрация сегодня. Материалы научной конференции. 2013. (Артикульт; № 12 (4-2013). С. 81–82.
  • Русский изразец XVII века как исторический источник // От смуты к империи. Новые открытия в области археологии и истории России XVI–XVIII вв. Тезисы докладов научной конференции. М., 2013.С. 4–5.
  • Визуальный символ московского царства // Московское наследие. № 1(32) М. 2014. С. 94–99.
  • К истории изучения и сохранения московского архитектурного изразца XVII в. // Вестник РГГУ. М., 2014. Вып. 17 (139). С. 90–100.
  • Московский изразец XVII века как исторический источник. Вспомогательные и специальные науки истории в XX – начале XXI вв.: призвание, творчество, научное служение историка. Материалы конференции. М., 2014. С. 120–123.
  • Московский изразец XVII века: от Белого моря до Поволжья и Сибири // Архитектурное наследство. М., СПб., 2014. С. 43–59.
  • Московский изразец XVII века в пространстве России // Археология, этнография и антропология Евразии. 2014. №1 (57). С. 98–106.
  • К истории реставрации изразцового декора Москвы XVII в. // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып.7. М., 2014. С. 134–150.
  • Облицовка домов художественной майоликой // Московское наследие. № 5(35) М. 2014. С.83–87.
  • Реконструкция изразцовых печей Коломенского дворца. Степень достоверности // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. М., 2014. С. 56–72.
  • Символ национальной традиции // Московское наследие. № 5(35) М.2014. С.77–81.
  • «Классические» печи в усадьбе Останкино // Уникальный памятник архитектуры конца XVIII века дворец-театр в Останкине в контексте международного опыта реставрации и сохранения дворцовых комплексов: новый взгляд на старые проблемы. Материалы научной конференции. М., 2015. С. 77–89.
  • Проекты использования архитектурной керамики во Дворце Советов (1930-е гг.) // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Тезисы докладов международной научно-практической конференции, профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов 6–10 апреля 2015 г. М.: МАРХИ, 2015. С. 178–179.
  • Изразцы из культурного слоя Москвы: первые находки и первые коллекции // Российская археология. 2015. № 1. С. 164–168.
  • У истоков изучения керамики средневековой Москвы: А.В. Филиппов, П.Н. Миллер, М.Г. Рабинович и другие / С.И. Баранова // Ученые и идеи: страницы истории археологического знания. Тезисы докладов Международной научной конференции. М., 2015. С. 10–11.( совместно с Л.А. Беляевым)
  • Надписи на русских изразцах // Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: современные исследования и перспективы развития. Материалы XXVII ежегодной международной научной конференции. М.: РГГУ, 2015. С. 121–123.
  • К истории первых находок изразцов в Московском Кремле // Образ христианского храма. Сборник статей по древнерусскому искусству к 60-летию А.Л. Баталова / Министерство культуры РФ, Институт искусствознания. М.: Издательство «Арткитчен», 2015. С. 524–548.
  • Предисловие // Протоиерей Алексей Моисеев. Казанский храм. М., 2015. С.6–9.
  • Власов Павел Власович. Наследники // Московское наследие. 2015. № 40. С. 20–25.
  • Национальное достояние // Московское наследие. 2015. № 41. С. 89–95. (совместно с И.И. Сергиенко).
  • Две магические метки // Московское наследие. 2015. № 42. С. 62–65.
  • Времена года в нидерландской графике XVI- XVII веков. Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Каталог выставки. М., 2015. С.137-140.
  • Суздальский орел: изразец, граф А.С.Уваров и московские музейные коллекции // Города и веси Средневековой Руси. Археология, история и культура. К 60-летию Николая Андреевича Макарова. Москва-Вологда, 2015. С.559-568.
  • Крутицкое подворье //Православная энциклопедия. Т.29. М., 2015. С.81-86.
  • К истории заводов купцов Власовых в Москве //Реставрация и исследование памятников культуры. Вып.8. Москва; Санкт-Петербург. 2016. С.135-144.
  • К истории строительства Екатерининского дворца в Коломенском //Архитектурное наследство.Вып.63. Москва; Санкт-Петербург. 2016. С.78-95
  • Мастера позднесредневековой Москвы: к реконструкции «креативного слоя» предпетровской эпохи // Материалы международной конференции. М., 2016. С.28-33.
  • Изразец в музейном собрании: исследование и экспонирование // Керамические строительные материалы в России: технология и искусство Позднего Средневековья. М., 2016. С.154-161
  • Купцы Власовы и их роль в истории московского изразцового производства // Восьмые всероссийские краеведческие чтения. М., 2016. С.503-508.
  • Русский изразец XVII в. как исторический источник // От Смуты к Империи. Новые открытия в области археологии и истории России XVI XVIII в. М., 2016. С.172-182
  • К вопросу о генезисе московского средневекового изразца // Вестник Томского государственного университета. Материалы XVII международной западносибирской археологогэтнографической конференции «Восток и Запад: проблемы синхронизации этнокультурных взаимодействий». Томск, 2016. № 4 (42). С. 53-60.
  • Достоверная история о многократном пребывании Ее Императогрского Величества Екатерины Второй Императрицы и Самодержицы Всероссийской в дворцовом селе Коломенском М., 2016. С.25-35. (совместно с А.Е. Ухналевым ).
  • История и реставрация строительных материалов: от технологий к национальной самоидентификации // Керамические строительные материалы в России: технология и искусство Позднего Средневековья. М., 2016. С.9-16 (совместн6о с Л.А. Беляевым).
  • Создание А.В. Филипповым технологического подхода в изучении русского изразца (по материалам личного архива) //Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXIX Международной научной конференции. Москва, 13–15 апр. 2017 г. М., ИВИ РАН, 2017. С.74-75.
  • Начало формирования технологического подхода в изучении русского изразца // Археология художественного видения: художественно-исторические контексты: Материалы Международной научной конференции. М., РГГУ. 2017. С.31-32.
  • Архитектор Иван Федорович Мичурин. Портрет на фоне. М., 2017. (совместно с С.В. Клименко, А.В. Сабениной). 64 с
  • Другой Мичурин // Московское наследие М., 2017. №4. С.68-73. (совместно с С.В. Клименко, А.В. Сабениной).
  • Петр Дмитриевич Барановский: на фронте охраны и реставрации // Московское наследие № М, 2017. С. 44-49. (совместно с М.Н. Ильиной).
  • К публикации нового материала об истории Гончарной слободы в Москве // Материалы научно-практического семинара по сохранению, использованию, поляризации и государственной охране объектов культурного наследия имени А.Г. Векслера М., 2017. С.31-38.
  • Екатерининский дворец в Коломенском и московское дворцовое строительство в первой половине царствования Екатерины II // Petro Primo Catharina Secunda. Два монарха, две эпохи – преемственность, развитие, реформы. Материалы 8 Международного петровского конгресса. СПб., 2017. С. 254 – 265. (совместно с Ухналевым А.Е)

Переводы

  •  David Zipirovic a Deruta. Maioliche 1923–1927. Deruta, Museo Regionale della Ceramica e Centro Esposivo ex Maioliche Deruta. – Italia Grafiche, Firenze, settembre 2000. – С. 33–39.
  • Sainte Russie. L’art russe, des origines à Pierre le Grand. Paris, 2010. S. 645–647.
  • The development of the technological approach in Russian ceramic tile studies //Archeology of the artistic vision; the artistic and scientific contexts. Abstracts of th International scientific conference. M, 2017. S.32

Участие в научных советах, комиссиях, редколлегиях

Член Диссертационного совета РГГУ Д 212.198.06 (по культурологии, историческим наукам), Ученого Совета Музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим», Экспертной фондово-закупочной комиссии МГОМЗ и Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Экспертного совета по присуждению Макариевских премий, Экспертного Совета по восстановления Ново-Иерусалимского монастыря


Обновлено: 23.10.2018 12:46:07