Международная деятельность - РГГУ.РУ
Международная деятельность

Международное сотрудничество ВШЕК и подготовка выпускников к тому, чтобы они при желании могли продолжить свое обучение в европейской, прежде всего, в германоязычной академической системе, является главной спецификой магистерских программ МУНЦ ВШЕК. Ниже об этом приводится более подробная информация:

1.      Иностранные партнёры ВШЕК

2.      Условия стажировок, получения стипендии на стажировки и получения двух дипломов. Обучение иностранным языкам в МУНЦ ВШЕК.

3.      Международное сотрудничество ВШЕК в цифрах (2007 – 2016).

 

I. Иностранные партнёры МУНЦ ВШЕК

 

I.1. Наибольший опыт сотрудничества ВШЕК имеет с Институтом славистики/Институтом русской культуры им. Ю.М. Лотмана  (Бохум, Германия), который, наряду с РГГУ и Высшей школой социальных исследований стал в 1995 г. сооснователем Института европейских культур.

В 2007 г. Институт европейских культур вошёл в состав РГГУ, но основная деятельность Института осталась тесно связанной с Институтом им. Ю.М. Лотмана: международная магистерская программа «Русская культура» стала первой и до некоторой степени эталонной международной образовательной программой в РГГУ. За годы её работы дипломы обоих университетов, РГГУ и RUB, получили (на июль 2016 г.) 36 выпускников РГГУ и 11 RUB.

I.2. В 2014 г. по аналогии с программой «Русская культура» была создана международная магистерская программа «Россия и Европа: взаимодействие в области языка и культуры», осуществляемая РГГУ совместно с Институтом славистики университета им. Леопольда и Франца (Инсбрук, Австрия). В отличие от программы «Русская культура» «Россия и Европа» пока не имеет гарантированной стипендиальной поддержки, и одним из условий получения двух дипломов, а не только диплома РГГУ, является поездка студента на семестровую стажировку в Инсбрукский университет за свой счёт. Пока полноценное обучение по этой программе еще никто не закончил, но мы надеемся, что первый  выпуск с дипломами РГГУ и Инсбрукского университета состоится уже в 2017 году.

I.3. Ведутся переговоры о присоединении к программе «Россия и Европа: взаимодействие в области языка и культуры» еще одного партнёра, Отдела исследований языка и межкультурной коммуникации (славистика) Миланского университета (Италия). Договор между РГГУ и UNIMI ещё не подписан, но возможность стажировки (за счёт студента) существует уже сейчас, а получение двух дипломов, поскольку итальянцы будут присоединяться к уже открытой магистерской программе, гипотетически возможно (хотя и не гарантировано!) уже для студентов ВШЕК набора 2016 года.

 

Обращаем внимание абитуриентов ВШЕК:

1) студенты очной и очно-заочной, бюджетной и договорной форм обучения, имеют абсолютно равные права на стажировку, получение двух дипломов, участие в конкурсе на стипендиальную поддержку стажировки. В том случае, если в 2016 г. состоится набор на заочную форму обучения, вопрос об участии студентов-заочников в программах с получением двух дипломов, будет обсуждаться, но формальные препятствия для этого пока не выявлены.

Студенты программы «Россия и Европа» также не ограничиваются в праве участвовать в конкурсе на получение стипендий DAAD на поддержку стажировки в Бохумском университете. В случае, если в итоге они выбирают поездку в Бохум, предусматривается перевод их (в 4-м семестре) на программу «Русская культура» с перезачтением учебных курсов, составляющих разницу образовательных программ.

2) Стипендиальная поддержка, как отмечалось выше, есть только у программы «Русская культура» (в 2017 и 2018 гг. – по 5 стипендий DAAD объемом в 2400 евро). Однако и в том случае, если Вы не получили стипендию, Вы имеете право поехать на стажировку в Бохум за свой счёт; обучение и в этом случае будет бесплатным (так же, как бесплатным является обучение для студентов ВШЕК в Инсбруке и Милане).

3) Если поездки на стажировку не состоялось, студент МУНЦ ВШЕК РГГУ, в полном объеме выполнивший российскую часть обучения, естественно, получает полноценный диплом магистра культурологии РГГУ по той программе, по которой он учился (соответственно, «Русская культура» или «Россия и Европа: взаимодействие в области языка и культуры»).

 

II. Условия стажировок, получения стипендии на стажировки и получения двух дипломов. Обучение иностранным языкам в МУНЦ ВШЕК.

 

II.1. Программа «Русская культура»

II.1.1. Специфика стажировок на программе «Русская культура» обуславливается наличием стипендиальной поддержки, которая, собственно говоря, и делает программу «Русская культура» достаточно успешной. Стипендии ежегодно предоставляются DAAD (Немецкой службой академических обменов). В 2015 и 2016 гг. стипендии получали по 8 российских и немецких участников программы «Русская культура», в 2013 – 4 участника, в 2014 г. – 5 участников; в 2017 и в 2018 гг. предусмотрено по 5 стипендий в год для участников с российской и немецкой сторон.

Объем стипендии – 2400 евро. Семестр длится с 15 апреля по 15 июля, но, как правило студенты ВШЕК остаются до 31 июля. Из этих денег покрываются все расходы, включая оплату комнаты в общежитии (в 2016 г. – 275 евро в месяц), социальный взнос и т.д.; иными словами, взять с собой в Германию еще какие-то деньги очень желательно.

Между студентами МУНЦ ВШЕК (как программы «Русская культура», так и, при желании, программы «Россия и Европа: взаимодействие в области языка и культуры») стипендии DAAD разыгрываются в рамках внутреннего конкурса МУНЦ ВШЕК. Конкурс проводится на основании прежде всего оригинальных письменных работ (предположительно – связанных с темой будущей магистерской диссертации), которые студенты ВШЕК пишут до 15 января; с 15 по 25-30 января конкурсные работы читаются преподавателями ВШЕК и принимается итоговое решение. Общая успеваемость и уровень знания немецкого языка являются менее важными критериями, чем качество письменной работы по теме диссертации, но также могут учитываться. К 30 января отсутствие академических задолженностей не является обязательным условием получения стипендиальной поддержки, но в случае несдачи «хвостов» до 1 марта стипендиальная поддержка может быть отозвана.

Для того, чтобы лучше представлять себе трудность или легкость конкурса:

1) объем требуемой работы – от 50000 знаков;

2) в 2013 г. поехало 4 человека из 5 сдавших работы; в 2014 и 2015 – все участники конкурса, в 2016 – 8 из 10 сдавших работы. Иными словами – выиграть конкурс очень реально (хотя, как Вы видите из формулировки «сдавших работы» какая-то часть студентов ВШЕК участвовать в конкурсе всё-таки не может себя заставить).

II.1.2. Стажировка является необходимым условием получения диплома Рурского университета. Помимо этого студент РГГУ дополнительно к своей программе обучения в МУНЦ ВШЕК должен также:

1) на протяжении обучения написать 4 развёрнутые письменные работы (т.н. 8-кредитные; подробнее о кредитной системе можно посмотреть здесь);

2) сдать т.н. «немецкий гос» - 4-часовое письменное аудиторное сочинение (предметные области заявляет студент, конкретную тему формулируют наши бохумские коллеги).

Подробнее о кредитной системе, условиях стажировки, формах отчётности рассказывается на специальных консультациях.

II.2. Программа «Россия и Европа: взаимодействие в области языка и культуры»

Программа «Россия и Европа» пока фактически является «младшей сестрой» программы «Русская культура». С одной стороны, это означает, что условия стажировок, отчётности и т.п. пока (не появились первые выпускники, пока мы не столкнулись с конкретными трудностями и не выработали механизмы их решения) выглядят в сравнении с «Русской культурой» существенно менее определёнными. С другой стороны, по этой же причине, как и по причине отсутствия у программы «Россия и Европа» стипендиальной поддержки (которая позволяла бы в ответ предъявлять к студенту большие требования), стоит ожидать от административных и учебных подразделений как РГГУ, так и иностранных партнёров по реализации международной магистерской программы большей снисходительности по отношению к студентам-первопроходцам.

Наиболее принципиальные различия с программой «Русская культура» состоят в следующем:

1) т.к. студенты «России и Европы» не связаны условиями DAAD, они могут сами выбирать, в каком семестре ехать на стажировку. Соответственно, это может быть не 2-й семестр (как на «Русской культуре», когда человек только-только успел хоть как-то немецкий язык), а 3-й или даже 4-й;

2) в осуществляемой МУНЦ ВШЕК РГГУ совместно с Инсбрукским университетом программе «Россия и Европа» не предусмотрено, помимо стажировки, каких-либо дополнительных форм академической отчётности; предположительно их не будет и для студентов, которые выберут получение миланского диплома. Стоит отметить, что на стажировке в Милане, видимо, будет несколько ограничена свобода выбора курсов: несколько курсов придётся рекомендовать к обязательному посещению, поскольку иначе условия соответствия учебному плану миланского университета окажутся невыполнимыми и получение миланского диплома станет невозможным.

II.3. Обучение иностранным языкам в МУНЦ ВШЕК и сроки стажировки

Абитуриенты МУНЦ ВШЕК достаточно часто спрашивают, целесообразно ли поступать на одну из магистерских программ ВШЕК людям, еще не владеющим немецким языком. Ответ очень прост: «Да!» :)

 

II.3.1. Понимая, что без достаточного уровня немецкого языка стажировка будет относительно малоэффективной, и, следовательно, получение двух дипломов невозможным или незаслуженным, мы очень заботимся о том, чтобы даже за коротко время с сентября по март наши студенты успели выучить язык в объеме, достаточном для стажировки. Поэтому:

1) у нас очень хорошие преподаватели;

2) количество пар немецкого языка всё время увеличивается (с осени 2016 г. к двум обязательным парам добавляется еще одна пара как КПВ; кроме этого, как КПВ немецкий возможен и на втором курсе и при соответствующем уровне знаний первокурсник может ходить еще и на эти занятия;

3) мы поощряем дополнительные занятия немецким языком, содействуем организации тандемов (хотя надо признать, что эта система пока работает довольно плохо, поскольку бохумские студенты знают русский обычно существенно лучше, и в общении в итоге преобладает русский язык) и т.д.

В итоге мы справляемся: с весны 2014 года, когда действуют нынешние условия договора с DAAD (и в частности, стипендии на стажировку в Бохуме выдаются только в летнем семестре), приехав в Германию, наши студенты чувствуют себя немного «брошенными в воду», но к концу стажировки обычно выясняется, что уровень немецкого языка оказался достаточным для того, чтобы справиться с учебной нагрузкой.

Значение имеет и то, что:

  • Среди бохумских студентов программы «Русская культура» немало детей бывших эмигрантов из стран СНГ, которые, как правило, владеют «бытовым русским», а иногда и «академическим русским»;
  • практически все преподаватели Лотман-института хорошо владеют русским языком и, соответственно, всегда могут ответить на вопрос, пояснить незнакомое слово и т.д.;
  • условия международных магистерских программ МУНЦ ВШЕК предусматривают в рамках стажировки возможность написания письменных работ (по договоренности с преподавателями – презентаций, докладов и т.д.) не только на немецком, но также на русском или на английском языках.

 

II.3.2. Для международной программы «Россия и Европа: взаимодействие в области языка и культуры» существенно то, что студенты имеют для изучения языка на полгода больше.

Обращаем внимание потенциальных абитуриентов итальянского варианта программы «Россия и Европа»! Занятий итальянским языком во ВШЕКе не будет! Мы предполагаем, что итальянским можно будет (бесплатно) заниматься в Итальянском центре РГГУ (соответствующие договоренности имеются), однако: 1) не исключены накладки в расписании (впрочем, ВШЕК обычно легко идёт навстречу студентам, своевременно уведомляющим о том, что в такие-то дни и часы они не могут посещать аудиторные занятия – важно, чтобы ответственно выполнялись компенсирующие задания); 2) мы пока не знаем, достаточно ли годичного курса итальянского языка в Итальянском центре для того, чтобы поездка в Милан принесла пользу. Так что дополнительные занятия итальянским, безусловно, также приветствуются.

 

II.3.3. Стипендиальная поддержка стажировок в Рурском университете со стороны DAAD предусматривает довольно жесткие обязательства со стороны студента – в начале стажировки подписывается т.н. Learning Agreement, согласно которому за время стажировки должно быть набрано не менее 30 т.н. «кредитных пунктов» (зачетных единиц). С учетом того, что как минимум 5 кредитных пунктов присваиваются за занятия языком, а один учебный курс может принести до 8 кредитных пунктов (в случае написания письменной работы; при сдаче курса в форме доклада или индивидуальной либо групповой презентации – как правило, 3 или 4 кредитных пункта), эти условия не являются чересчур трудными. Тем не менее, невыполнение Learning Agreement может повести даже к обязанности возвращения стипендии (хотя пока таких случаев еще не было).

Отсутствие финансовой поддержки в Инсбруке и Милане делает академические требования не такими жесткими, хотя, согласно имеющимся документам и проектам документов, от студента на стажировке ожидается выполнение полноценной семестровой нагрузки, т.е. получение тех же 30 кредитных пунктов. Кстати, стоит обратить внимание, что правила начисления этих пунктов, стоимость курсов и т.д. в каждом университете свои; будем надеяться, что с системой принятой в интересующем Вас университете у Вас еще будет возможность познакомиться!

 

III. Статистика программы «Русская культура»

С 2007 по 2016 г. в рамках программы обучался 81 российский и 49 немецких студентов, из них на настоящий момент (июль 2016 г.) 36 студентов РГГУ и 11 студентов Рурского университета получили дипломы обоих университетов. 44 студента РГГУ прошли семестровую стажировку в Рурском университете, 61 студент и аспирант из Германии, Австрии и Италии – стажировку во ВШЕК.

   




Версия для печати