РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



12.12.2017

Круглый стол «Коммуникативный потенциал как медиа будущего»


7 декабря 2017 года в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Коммуникативный потенциал как медиа будущего». Организатором выступила кафедра социальных коммуникаций и технологий (СКТ) ФИПП РГГУ и созданная при кафедре Лаборатория по развитию коммуникативного потенциала.

В круглом столе приняли участие заместитель заведующего кафедрой СКТ ФИПП, советник аналитического отдела Аппарата Общественной палаты РФ А.К. Дениева, заведующий кафедрой теории и практики связей с общественностью ФИПП С.В. Клягин, специалист по речевым коммуникациям, профессор РГГУ И.Б. Антонова, студенты факультета истории, политологи и права РГГУ, а также управляющий директор Блока «Благосостояние» Сбербанка России С.В. Мруз, ведущий научный сотрудник Всероссийской академии внешней торговли ВАВТ - СОПС МЭР РФ И.И. Комарова, основатель продюсерского агентства BOKOVFACTORY, продюсер МКФ им. А. Тарковского «Зеркало» и I Российской молодежной архитектурной биеннале А.А. Боков, руководитель отдела методологии и стандартизации Центра диагностика таланта «Вербатория» М.Д. Богданович, обозреватель «Независимой газеты» Н.М. Савицкая. 


IMG_2030.JPG

IMG_1852.JPG

По мнению модератора круглого стола А.К. Дениевой, специалисты по связям с общественностью, управленцы в сфере коммуникативных технологий являются недооцененной, но стратегически значимой частью интеллектуальной элиты, которая рассматривает коммуникацию как сложный процесс, включающий в себя создание смысла, обеспечение его трансляции и корректного восприятия, и обеспечение обратной связи. Политико-коммуникативная сфера в ближайшие годы будет испытывать необходимость в качественной подготовке профессиональных кадров с высоким коммуникативным потенциалом для реализации масштабных государственных проектов. В этой связи выявление коммуникативного потенциала становится одной из технологий работы с будущим, умение работать с «образами будущего» станет универсальной компетенцией управленцев. Совместными усилиями необходимо создавать новый полидисциплинарный дискурс, учитывать характеристики современности: многообразие и множественность, индивидуализацию процессов и специфику дополненной реальности.


IMG_2069.JPG

С.В. Мруз в своем докладе обозначил, что ожидают крупные организации от выпускников вузов, а также рассказал о трендах в управлении бизнесом и о таких процессах в организации, как дизайн мышления, гемба-менеджмент, agile-подход, где большую роль играет способность поставить себя на место клиента (эмпатия) и эмоциональный интеллект при постановке проектных задач. В числе необходимых навыков молодых специалистов С.В. Мруз назвал умение анализировать большие объемы информации, в том числе неструктурированные данные, работать со сложными системами, создавать и подтверждать гипотезы. 


IMG_1891.JPG

И.И. Комарова посвятила свое выступление коду профессии как механизму управления талантами, в этой связи на этапах дошкольного, школьного и вузовского образования можно было бы формировать портфолио, которому бы соответствовал определенный код профессии. Таким образом, выпускники вузов смогли бы более определенно находить себя в профессиях соответственно их опыту, достижениям и навыкам.

М.Д. Богданович рассказала о том, как метод диагностики потенциала – нейрометрии – может стать частью образовательных программ вузов в части выявления их ресурсной базы, что позволит более точно выбирать свою специальность в вузе, а также о том, как замеры данных внимания и памяти помогут в организации учебного процесса, для усвоения информации в долговременной памяти. Докладчик напомнила, что в партнерстве с Лабораторией по развитию коммуникативного потенциала кафедры СКТ ФИПП РГГУ инициирован исследовательский проект, в ходе которого определен нейро-портрет специалиста в области коммуникативных технологий. 


IMG_1968.JPG

IMG_2109.JPG


Как отметили профессор С.В. Клягин и профессор И.Б. Антонова, многие озвученные идеи необходимо воспринимать через философское, культурологическое и социологическое осмысление действительности, чтобы не уйти в негуманитарную парадигму понимания развития человека. Тематической рамке, обозначенной в круглом столе, еще предстоит сформироваться, поскольку образ будущего должен быть продуманным, контекстуализированным и неприватизированным, ибо будущее поколений - это не только будущее технологий. Технологии и коммуникации – это обоюдоострые относительно человека явления, поскольку человек коммуникативен и социален, но не полностью. 


IMG_1880.JPG 

IMG_1980.JPG


С.В. Клягин также заметил, что в отношении понимания человека и его развития есть две стратегии: идеи трансгуманизма, согласно которым человечество будет поделено на касты (элиту, таланты и служивых людей) и системный гуманитарный подход, обозначающий важность сохранения уникальности человека как планетарного и вселенского феномена. Пока человек полноценно не вникнет в то, что есть, он не сможет понять, что будет.

Прозвучала идея, что, возможно, общество недооценивает естественный потенциал динамики культуры, более того, в социуме всегда должны находиться резервуары спокойствия, миры ожидания.


IMG_1855.JPG

И.Б. Антонова уделила внимание проблеме интерпретации понятия коммуникативного потенциала как возможности, причем не «possibility», а «opportunity». В этом смысле будущее становится необходимым условием реализации этой возможности.

Коммуникативный потенциал – объект постнеклассической науки, к такому объекту можно подходить полидисциплинарно, полипредметно. Хронология использования коммуникативного потенциала начиналась с наук, которые занимались человеческой личностью: педагогика, психология, педагогическая психология, в дальнейшем коммуникативный потенциал языка взяла на себя наука лингвистика, филология и методика преподавания иностранного языка. Сегодня пальму первенства берет коммуникативная наука и та ее часть, которая отвечает за практикоприменительную область: имиджелогия, реклама, маркетинг, связи с общественностью. Те области коммуникативного знания, которые «продвигают», «продают» коммуникативный потенциал проекта, события, человека как бренда, и в этом процессе технологии трансформируют человека в успешного, событийного, но технологизированного. Опасность в этом случае заключается в том, что происходит упрощение языка, торможение процессов его развития, процесс технологизации не дает человеку полноценной возможности думать, рефлексировать, а границы нашего языка есть границы нашего мира. 

IMG_2024.JPG

IMG_1991.JPG

Продюсер А.А. Боков призвал к диалогу, к тому, чтобы быть открытой системой. Он отметил, что процессы диджитализации происходят и в журналистике, где 90% новостей выходят в цифровой версии, но всегда останется часть для авторского видения, которая будет еще долго занимать свою нишу. В ходе дискуссии он дал рекомендации студентам, исходя из своего опыта ведения школы событийного продюсирования, где PR является одним из многих каналов коммуникации.

IMG_1887.JPG

С интересными и содержательными докладами выступили студентки 4 курса отделения «Реклама и связи с общественностью» ФИПП РГГУ. В частности, В. Докукина рассказала о проектировании в условиях медиатизированной реальности. В. Зеленина обозначила важность оценки коммуникативного потенциала для работы с нетехнологическим будущим. Н. Устинова в ходе презентации продемонстрировала собственное видение значимости профессии специалиста в области коммуникативных технологий, сравнивая коммуникацию с эффектом «длительного закидывания удочки». К. Кайдашова посвятила свое выступление разбору идей Э. Тоффлера, определив коммуникацию как новый тип капитала. К. Хотеенкова предложила уже со школы проводить профориентацию более современными методами, например, такими, как элемент форсайта для выявления человеческого потенциала, поскольку самое важное для человека – это не столько быть успешным, конкурентоспособным, сколько найти в жизни свое призвание.


IMG_1915.JPG

IMG_2033.JPG

В ходе дискуссии участники отметили, что уже факт проведения общественного мероприятия с широким кругом экспертов и молодежи в обсуждении будущего порождает новые смыслы, дает многообразие траекторий развития, когда нет ожидания сиюминутного эффекта, но важен стратегический подход, создан дискурс, интеллектуальная площадка, где основной методологической схемой была идея: выявление потенциала – технология работы с будущим.

По итогам круглого стола планируется выпустить сборник докладов.

Стоит отметить, что круглый стол был логическим продолжением мероприятия, организованного кафедрой СКТ ФИПП - круглого стола «Механизмы выявления и развития человеческого потенциала в информационную эпоху», прошедшего в Общественной палате РФ 9 декабря 2016 года.

- ссылка сайт ОПРФ  - https://oprf.ru/press/anno/newsitem/37463

-ссылка сайт РГГУ - http://rggu.ru/news/detail.php?ID=150809

Факультет истории, политологии и права РГГУ (fipp.ru) одним из первых в России открыл обучение по специальности «Связи с общественностью» (1998 г).  В 2018 году отмечается 20-летний юбилей подготовки на факультете специалистов в коммуникативной сфере. В реализации образовательной программы был использован опыт университетов стран Европы и США, где PR рассматривается в системе коммуникативных наук (communication studies and arts). Именно такой подход к пониманию профессии принципиально отличает данную образовательную программу от многих других в России, в которых коммуникативная деятельность включена в экономическую (маркетинговую) систему. Он позволяет соответствовать международным тенденциям и отвечать на актуальные вызовы современности, используя новейшие интеллектуальные и коммуникативные технологии.



IMG_1976.JPG

IMG_2119.JPG

IMG_2141.JPG

IMG_2055.JPG

IMG_2178.JPG