XVIII Традиционные чтения памяти Г.А. Ткаченко
13.11.2017

XVIII Традиционные чтения памяти Г.А. Ткаченко


2 ноября в РГГУ прошли ставшие традиционными Научные чтения памяти известного синолога, в 1992-2000 гг. заведующего кафедрой восточных языков РГГУ, в 1996-1999 гг. директора Института культурной антропологии РГГУ  Григория Александровича Ткаченко (1947-2000).

IMG_8377.JPG

Чтения, ежегодно проводимые кафедрой восточных языков Института лингвистики, объединяют маститых ученых и молодых исследователей, только начинающих свой путь в науке. В нынешних Чтениях принимали участие как студенты старших курсов, изучающие в РГГУ востоковедение, так и преподаватели нашего университета, в частности, директор Института Конфуция Т.В. Ивченко, доцент ИВКА О.М. Мазо, аспирант факультета истории искусств О.С. Панова, руководитель Отделения теории и истории мировой культуры в школе №1514 Москвы В.В. Глебкин.

IMG_8353.JPG

Чтения состояли из двух секций - «Молодежной» и «Взрослой». С докладами на молодежной секции выступили студенты 4 курса Института восточных культур и античности, направления подготовки «Востоковедение и африканистика». Доклады в полной мере отражали разнообразие интересов начинающих исследователей. 

IMG_8387.JPG

Маргарита Маркина собрала материал о феномене оборотничества в Китае. Слушателям была представлена классификация сюжетов об оборотнях, собранная на просторах китайского Интернета. Эти рассказы написаны молодыми (17-25 лет) китайцами, не имеющими специального литературного образования.

IMG_8445.JPG

Марина Лоренц предложила результаты лингвофилологического анализа лексических элементов, относящихся к семантическому полю «радость» в древнекитайском языке. Студентка продемонстрировала отличное знание классических китайских словарей и попутно рассказала о проблемах, возникших в ходе исследования.

IMG_8471.JPG

Первая часть Чтений завершилась докладом Дмитрия Соседова об особенностях языка китайских блогов. В последние десятилетия в мире бурно развивается особый язык интернет-общения, привлекающий внимание лингвистов. Иероглифическая письменность дает неожиданные возможности для эмоционального общения и языковой игры.

IMG_8514.JPG

Вторая часть Чтений началась с доклада директора Института Конфуция РГГУ Т.В.Ивченко «Дао дэ цзин: возможности кросскультурного восприятия». Дао дэ цзин — основополагающий источник учения о Дао и один из выдающихся памятников китайской мысли, оказавший большое влияние на культуру Китая и всего мира. Т.В.Ивченко показал многоаспектность проблем, возникающих перед переводчиком древнего китайского трактата.

IMG_8488.JPG

Продолжил Чтения В.В.Глебкин с темой «Лексический комплекс “авантюра” в рамках социокультурной теории лексических комплексов». Автор провел кросскультурный анализ эволюции концепта «авантюра» в русском (российском и советском) сознании 19-21 веков. В основу исследования положен материал произведений как художественной, так и публицистической литературы этого периода.

IMG_8418.JPG

Доцент ИВКА О.М. Мазо в докладе «От сыновьей почтительности к нетрудовым доходам (история одного китайского божества)» рассказала о результатах экспедиций в Макао и другие районы Китая, где был собран богатый материал о религиозных верованиях и обычаях простых китайцев.

IMG_8519.JPG

В заключение Чтений О.С. Панова рассказала о своем опыте сотрудничества с Музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Третьяковской галереей, а также анонсировала новый спецвыпуск журнала Третьяковской галереи «Китай – Россия: на перекрестках культур» - №3 2017 (56), где над переводом статей, кроме О.С. Пановой, работали также преподаватель кафедры восточных языков К.В. Кузьмина и преподаватель Института Конфуция Линь Юаньсюэ. Статьи в данном выпуске были опубликованы на трех языках: русском, английском и китайском. Затем Ольга Панова представила вниманию слушателей доклад «Трактаты о художниках как источник по социальной истории изобразительного искусства эпохи Северная Сунн».

IMG_8480.JPG

Всех участников XVIII Традиционных чтений памяти Г.А. Ткаченко объединяет интерес к «культурной антропологии» — особой научной дисциплине (и направлению гуманитарного образования). Главной задачей этой дисциплины, по видению Г.А. Ткаченко, должно стать сотрудничество специалистов различных гуманитарных наук, которые ведут комплексные исследования, позволяющие получить целостную картину знаний о человеке.



© РГГУ 1996 - 2024. Все права защищены.