Осведомитель
Прославленный журналист и телеведущий посетил факультет журналистики РГГУ 8-го октября. Изначально «целевой аудиторией» его мастер-класса предполагался 4-й курс, однако на встречу с Маэстро предсказуемо сбежался весь журфак. В итоге многим пришлось сидеть на полу, а то и вовсе стоять - ведь наша 528-я аудитория не рассчитана на такое количество народа.
Кто такой Леонид Парфёнов – объяснять не нужно. Это имя знает любой сколько-нибудь вменяемый россиянин - даже если и не видел никогда его работ. (Кстати, помимо прочего, Леонид Геннадиевич считается основоположником жанра infotainment в России. Хотя самого «основоположника» это не слишком-то интересует: «Мне без разницы, хоть горшком меня назовите».)
Обговаривая свой мастер-класс, Леонид Геннадиевич выразил желание выстроить его вокруг показа своего нового документального фильма «Цвет нации». Пожелание Маэстро, конечно же, было выполнено.
Началась встреча, однако, не с этого. Студентам был показан отрывок из документального фильма «Зворыкин-Муромец», посвящённого, как нетрудно догадаться, «отцу-основателю» мирового телевидения Владимиру Зворыкину. Сам автор при этом определил эту свою работу как «достоверную докудраму». Леонид Геннадиевич вообще нередко прибегает к исторической реконструкции, обычно присущей игровому кино, однако – в отличие от последнего – всегда строго следует историческим фактам. (По словам журналиста, актёрская игра необходима для погружения зрителя в атмосферу эпохи, но «заигрываться» при этом вовсе не обязательно.)
Кроме того, Леонид Парфёнов показал собравшимся фрагменты и других своих фильмов: «Глаз Божий» (это, к слову, тоже докудрама), а также «Птица-Гоголь». Будущие журналисты лишний раз смогли оценить, насколько много всегда в работах Леонида Геннадиевича редкостных «стэндапов». (Ещё бы, ведь ради них его съёмочная группа ездит едва ли не во все уголки мира!) У наших студентов эти самые «стэндапы» вызвали особый восторг: видеть человека одновременно «живьем» и на экране – это действительно необычное чувство.
Ну, а фильм «Цвет нации», на просмотре которого так настаивал наш гость, был снят им к 150-летию прославленного фотографа Сергея Прокудина-Горского, основоположника цветной фотографии в России. Леонид Геннадьевич подчеркнул, что это не биографический фильм; его подлинная задача - показать разительное отличие России царской от России современной.
Разница, увы, очевидна. Даже почти все памятники, которые снимал когда-то Прокудин-Горский, давно уже уничтожены. (Леонид Парфёнов, кстати, отнюдь не призывает их восстанавливать, не видя в этом особого смысла: ведь «ту» Россию всё равно уже не вернуть.)
Возникает, в таком случае, вопрос: ради чего же тогда Маэстро всем этим занимается? Тем более, что и сам признался: «Я не смог бы работать в стол».
Дело в том, что главной задачей журналиста – и себя в том числе - Леонид Парфёнов полагает осведомление. Как и в данном случае: «Я снял фильм, я оповестил о памятниках, а будут ли их восстанавливать… это зависит уже не от меня». Словом, очень похоже на знаменитое «Делай, что должно – и будь, что будет». Прекрасный девиз для истинного профессионала во все времена.
Дарья Булдакова