12 апреля в гостях у факультета журналистики РГГУ в рамках курса «Журналистика глазами журналиста» побывал автор и ведущий информационно-аналитической программы «Тем временем», писатель и литературный критик Александр Архангельский.
Для студентов факультета журналистики это была весьма необычная и полезная встреча. Как делать на телевидении то, что на нем по определению отсутствует? Разговор начался именно с этого вопроса.
Предметом нашей беседы стала книга, вытесненная телевидением из информационного поля в эпоху своего глобального господства. Будучи более массовой и демократичной, чем, к примеру, балет, она все равно обделена вниманием ТВ. Александр Архангельский проиллюстрировал нам примеры того, как в разные годы люди пытались найти выход из этого тупика и «оживить» книгу на экране.
Для того чтобы литература присутствовала в большом медийном пространстве, нужно придумать что-то, выходящее за пределы литературы, и направить эту энергию в литературное русло.
Непосредственный вклад в развитие этого дела внесли Марсель Райх-Раницкий, ведущий немецкий литературный критик и публицист польско-еврейского происхождения, и Бернард Пивот, французский телевизионный журналист. С их помощью литература попала в центр общественного интереса. Послевоенная Германия не могла гордиться ни своей историей (Вторая мировая), ни философией (Хайдегер), ни музыкой (Вагнер) – поэтому немцы нашли психологический выход через литературу (Томас Манн и др.). Что касается послевоенной Франции, она переживала распад империи и вспышки национализма. Язык стал заменой мифа о великой нации. Бернард Пивот попал в центр этого общественного запроса и должен был вести себя как «глубоко французский француз», чтобы найти отклик аудитории. Журналист вел передачи о национальной и мировой литературе, в том числе он единственный из иностранцев брал интервью у Александра Солженицына.
Но то были герои своего времени. Сейчас существует запрос на что-то более аморфное и гламурное. Как поступать теперь, когда любой вчерашний ответ не годится?
Есть другой путь – через мультипликацию. Это касается как рекламы книг, так и интерактивных роликов. Такой вариант соответствует языку современного рыночного мира; отпала необходимость в центровой роли тех же ведущих. Александр Архангельский на примере нескольких видео сюжетов показал, как люди оживили книгу на экране. Правда, стоит отметить, что российское телевидение не может похвастаться подобными достижениями: похожие ролики транслировались только на «Дожде».
Однако экранизация книг не есть их подробное изучение. Можно сделать рекламный ролик: привлечь внимание к магазину, к книге, - но глубоко о литературе поговорить нельзя.
Телевидение собирает вокруг себя непохожих людей, не имеющих ничего общего друг с другом, и предлагает разговоры скорее «вокруг да около», нежели чем о какой-либо сути.
Например, на телеканале «Культура», объединяющем образованную, но не профессиональную аудиторию, существует ток-шоу «Игра в бисер» с Игорем Волгиным: в студии находятся четверо современных мудрецов, которые обсуждают одно из произведений мировой литературы и пытаются осуществить его проекцию на современную жизнь. Однако помимо некоего разбора там всегда присутствует этот самый разговор «вокруг да около».
Александр Архангельский отметил, что сейчас надобности в тщательном разборе литературе на ТВ нет, однако в будущем все возможно. Аудитории свойственна тенденция к делению на более узкие группы, что может повлечь за собой их интерес к подробному анализу обсуждаемого.
То есть, проблема осталась неразрешенной: телевидение, как и полвека назад, делает попытки нащупать дорогу к зрителю – меняются лишь формы их предъявления.
Разговор с гостем завершился небольшим мультфильмом про книги, снятым в нулевых годах. Сам Александр Архангельский считает это пиком технологического этапа, а любая вершина есть ограничитель. «Доведено до стадии искусства, обобщено, сентиментально, философски. Дальше пути нет», - заключил он.
Текст: Ксения Борисова, факультет журналистикиФото: Валерий Скиба, лаборатория массовых коммуникаций РГГУ