О процедуре выборов ректора РГГУ в 2011 г.

Цель этой публикации – поделиться опытом работы по подготовке Конференции по выборам ректора с коллегами, учеными секретарями, которым такую Конференцию только предстоит организовать.

Работа по организации Конференции по выборам ректора начинается после получения вузом письма из Минобрнауки РФ, информирующем о начале процедуры выборов ректора на альтернативной основе. Письмо, как правило, направляется в вуз за 4 – 5 месяцев до истечения срока полномочий действующего ректора и этого времени бывает достаточно, чтобы провести всю необходимую работу, но в отдельных случаях, как это было в РГГУ, письмо может быть получено за 3 месяца до истечения срока полномочий действующего ректора. Этого времени было явно недостаточно, и потребовалось провести серьезную организационную работу заранее.

С чего началась работа? Поскольку в состав Конференции по выборам ректора надо было избрать делегатов всех категорий работников и обучающихся, прежде всего, необходимо было проверить численность педагогических и научных работников, административных работников и обучающихся очной формы обучения вуза на момент начала избирательной кампании1. Это позволяло правильно определить нормы представительства от всех структурных подразделений вуза для участия в Конференции по выборам ректора. Эту работу можно проводить, не дожидаясь получения письма из Минобрнауки РФ.

В РГГУ мы так и сделали, поэтому к получению письма о выборах весь численный состав университета и его филиалов был пересчитан. У нас эту работу выполняли Управление кадров, Управление бухгалтерского учета, экономики и финансов и Управление регионального развития (по филиалам и представительствам РГГУ). Также можно заранее начать работу и над таким важным документом, как Положение о процедуре выборов ректора, которое, как правило, меняется или корректируется один раз в 5 лет или в зависимости от изменений Устава вуза.

Итак, письмо получено. Оно информирует вуз о том, что выборы проводятся на альтернативной основе, что необходимо выдвинуть кандидатов, что кандидаты проходят согласование в Аттестационной комиссии Минобрнауки РФ (приложение 1), что до определенного срока в Департамент инвестиционного развития и федерального имущества Минобрнауки РФ надо представить необходимые документы (приложение 2). После получения письма в университете было проведено заседание ректората, на котором были назначены ответственные за подготовку (корректировку) Положения о процедуре выборов ректора на альтернативной основе. В основу было взято «Примерное положение о порядке выборов ректора в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» Минобрнауки РФ2. Также на ректорате было назначено заседание Ученого совета, на котором предполагалось обсудить и принять Положение о процедуре выборов ректора, создать Комиссию по выборам ректора и определить сроки выдвижения кандидатур.

Дальнейшую работу по организации Конференции можно условно разделить на 4 этапа:

Большое внимание на первых 3-х этапах отводилось информационному обеспечению процедуры выборов ректора – организации на сайте вуза раздела «Выборы ректора РГГУ 2011» и своевременному размещению текущей информации о выборах.

1 этап. Подготовка к заседанию Аттестационной комиссии Минобрнауки РФ.

В информационном плане первый этап подготовки Конференции был, пожалуй, самый трудный.

На 1-м этапе проводятся, как правило, 3 заседания Ученого совета.

На первом заседании Ученого совета принимается Положение о процедуре выборов ректора на альтернативной основе, утверждается состав Комиссии по выборам ректора, определяются сроки выдвижения кандидатур и представления документов кандидатов в Комиссию по выборам ректора.

Комиссия по выборам ректора составляет План мероприятий по проведению процедуры выборов ректора вуза на альтернативной основе (приложение 4), рассматривает и готовит на утверждение Ученому совету список кандидатов на должность ректора, готовит персональные данные кандидатов на основании представленных документов (приложение 5), готовит личные дела кандидатов, оформляет тексты программ и тезисов программ (в соответствии с требованиями) для заседания Аттестационной комиссии Минобрнауки РФ. Комиссия занимается организацией на сайте вуза раздела «Выборы ректора РГГУ 2011», а также готовит и размещает следующую информацию:

Второе заседание Ученого совета было организовано сразу после окончания срока выдвижения кандидатур. На этом заседании Ученым советом были рассмотрены и утверждены списки кандидатов на должность ректора для дальнейшего обсуждения их на Аттестационной комиссии Минобрнауки РФ. Кандидатуры выдвигались на заседаниях Ученого совета вуза, Советов институтов, Советов факультетов, собраниях коллективов (самовыдвижения не было). Число выдвинутых кандидатур в таких случаях не ограничивается, но как показал опыт, лучше – не менее 3-х, в РГГУ были выдвинуты именно 3 кандидатуры. Все кандидаты имели опыт руководящей работы и соответствовали другим квалификационным требованиям.

Большое внимание Комиссия на этом этапе работы уделила форме документов, представляемых к заседанию Аттестационной комиссии Минобрнауки РФ, особенно форме персональных данных кандидатов.

Отдельно хочется обратить внимание на заполнение пп. 11, 12, 13 персональных данных.

П. 11 – Сведения о работе… заполняется таким образом, чтобы было возможно посчитать стаж научно-педагогической и руководящей работы кандидата.

В п. 12 – Позиция исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в г. Москве – Департамента образования) и в п. 13 – Позиция Совета ректоров вузов субъекта Российской Федерации (в г. Москве – Совет ректоров вузов Москвы и Московской области) персональных данных каждого кандидата был указан номер и дата письма о согласовании в Совете ректоров вузов Москвы и Московской области и Департамента образования г. Москвы. Для получения таких писем о согласовании кандидатур в вышеназванные организации были представлены документы всех кандидатов на должность ректора вуза (приложение 6). Совет ректоров вузов Москвы и Московской области направил письмо о согласовании всех кандидатур в вуз, а Департамент образования г. Москвы направил письмо в Аттестационную комиссию Минобрнауки РФ. Образец персональных данных, приведенный в приложении 5, согласован с Минобрнауки РФ.

После представления документов кандидатов в Аттестационную комиссию в указанный Минобрнауки РФ срок (приложение 2) вуз получил письмо о приглашении кандидатов на заседание Аттестационной комиссии.

Заседание Аттестационной комиссии

Минобрнауки РФ

На заседание Аттестационной комиссии приглашаются, как правило, несколько вузов одновременно. Кандидаты на должность ректора каждого вуза приглашаются в алфавитной последовательности. Членам комиссии раздаются тезисы программ кандидатов и персональные данные кандидатов. Кандидаты в своих выступлениях излагают основные положения программы развития вуза на 5 лет, далее проводится дискуссия, в которой принимают участие все члены комиссии. Вопросы задаются о проведении последней аккредитации вуза, лицензировании программ, о стоимости  платного обучения и др.

После заседания Аттестационной комиссии (как правило, в срок до 7 дней) Минобрнауки РФ направил в вуз протоколы о результатах рассмотрения кандидатур на должность ректора вуза (по каждой кандидатуре отдельно)3. После получения протоколов из Аттестационной комиссии Минобрнауки РФ было проведено третье заседание Ученого совета, на котором членам Ученого совета были представлены кандидаты, согласованные для избрания на должность ректора с Аттестационной комиссией Минобрнауки РФ. Ученый совет также утвердил форму единого баллотировочного бюллетеня для тайного голосования, в который были занесены ФИО всех согласованных кандидатов (приложение 7). Комиссия по выборам ректора разместила на сайте университета информацию о каждом кандидате: персональные данные, программу развития вуза на 5 лет, а также организовала встречи кандидатов с научно-педагогическими работниками, административными работниками и обучающимися университета.

2 этап. Избрание делегатов Конференции по выборам ректора.

О дате Конференции

Поскольку дата проведения Конференции также согласуется с Минобрнауки РФ (после согласования кандидатур с Аттестационной комиссией), Ученым советом было принято решение о дате Конференции и направлено в Минобрнауки РФ письмо о согласовании этой даты4. Собрания по избранию делегатов Конференции проводятся после согласования даты Конференции, но возможно избрание делегатов и до согласования даты. В этом случае делегаты избираются на Конференцию по выборам ректора с «открытой» датой. Второе условие не очень удобно, т.к. требует дополнительной рассылки приглашений с датой Конференции каждому делегату, но в РГГУ было выбрано именно второе условие, т.к. сроки организации Конференции были очень ограниченными.

Для проведения собраний по избранию делегатов в РГГУ потребовалось около месяца. В этот срок было проведено 11 собраний институтов и факультетов и 4 конференции – конференции представителей обучающихся и 3-х конференций представителей преподавателей, административных работников и обучающихся филиалов РГГУ. График проведения собраний и конференций был составлен и утвержден Комиссией по выборам ректора РГГУ (приложение 8), информация о проведении собраний была отражена в плане мероприятий по проведению процедуры выборов ректора (приложение 3).

Коллективы собраний и конференций по избранию делегатов были сформированы из расчета численности не менее 100 и не более 500 человек. Очень важным было соблюдение соотношения научно-педагогических работников, других категорий работников и обучающихся в составе Конференции. Имея данные о численном составе университета на момент начала избирательной кампании, мы остановились на соотношении: 1 : 20 – для научно-педагогических работников (т.к. в нашем Уставе заложено, что научно-педагогические работники составляют не менее 80% состава Конференции); 1 : 200 – от других категорий работников и 1 : 1000 – от обучающихся. В соответствии с этими соотношениями были определены нормы представительства от всех структурных подразделений.

Нормы представительства делегатов были утверждены Ученым советом для всех категорий работников и обучающихся, поэтому, зная численность собрания и нормы представительства, каждому собранию или конференции заранее было известно число избираемых делегатов. На каждом собрании присутствовал ответственный представитель Комиссии по выборам ректора РГГУ, который информировал собравшихся о проведении выборов на альтернативной основе, выдвижении кандидатур на должность ректора собраниями структурных подразделений и отвечал на вопросы.

Для организации собраний Комиссией по выборам ректора был разработан примерный сценарий (приложение 9). По результатам каждого собрания были оформлены протоколы, которые представлялись в Комиссию по выборам ректора (приложение 10).

После проведения всех собраний и конференций Комиссией по выборам ректора на основании представленных протоколов был подготовлен и утвержден список делегатов Конференции. Всего было проведено 4 заседания Комиссии по выборам ректора, каждое заседание было оформлено протоколом.

3 этап. Подготовка Конференции по выборам ректора.

На этом этапе работы Комиссия по выборам ректора еще раз проверила наличие и правильность оформления всех протоколов об избрании делегатов Конференции и подготовила эти материалы для будущей проверки мандатной комиссии Конференции. Комиссией была подготовлена аналитическая справка о соответствии состава делегатов Конференции Положению о процедуре выборов ректора. К Конференции по выборам ректора РГГУ Комиссией были подготовлены следующие документы:

Для обеспечения процедуры тайного голосования Комиссией были заказаны кабины для тайного голосования и урны для бюллетеней в необходимом количестве.

Для удобства организации заседания Конференции по выборам ректора был написан приблизительный сценарий проведения Конференции (приложение 9), который включает организацию регистрации делегатов, процедуру открытия и утверждения регламента Конференции, примерные тезисы выступления председателя Конференции и председателя мандатной комиссии, организацию работы мандатной и счетной комиссии, в т.ч. организацию процедуры тайного голосования. В сценарии было также предусмотрено, что после оглашения результатов тайного голосования и утверждения протокола счетной комиссии, делегатами принимается решение о том, что Конференция считает избранным и ходатайствует перед Минобрнауки РФ об утверждении кандидата, избранного на должность ректора, на срок 5 лет (приложение 14). Это решение принимается открытым голосованием и обязательно должно быть отражено в тексте стенограммы заседания Конференции. Стенограмма готовится в 2-х экз., один из которых хранится в деле Конференции, другой направляется в Минобрнауки РФ.

4 этап. Подготовка документов избранного ректора для утверждения Минобрнауки РФ. 

По результатам выборов ректора в Минобрнауки РФ в установленный срок направляются документы избранного ректора.

Документы избранного ректора формируются в дело в соответствии с перечнем документов (приложение 15). Документы не подшиваются, а помещаются в файлы.

Большинство позиций перечня требует дополнительных комментариев.

  1. Сопроводительное письмо – на бланке вуза, подписывается председателем Конференции.
  2. Личный листок по учету кадров – выполняется на компьютере, заверяется в Управлении кадров вуза.
  3. Автобиография – заполняется от руки с личной подписью.
  4. Копии диплома о высшем профессиональном образовании, дипломов кандидата наук и доктора наук, аттестатов доцента и профессора – заверяются в Управлении кадров вуза.
  5. Копия трудовой книжки – заверяется в Управлении кадров вуза и содержит запись «Работает по настоящее время».
  6. Копия паспорта – (2-я, 3-я и 5-я страницы) – заверяется в Управлении кадров вуза.
  7. Копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования – заверяется в Управлении кадров вуза.
  8. ИНН – заверяется в Управлении кадров вуза.
  9. Список научных трудов – подписывается автором, ученым секретарем и заверяется гербовой печатью вуза.
  10. Справка о трудовой и научно-педагогической деятельности – подписывается председателем Конференции и заверяется гербовой печатью вуза. 
    Текст справки имеет произвольную форму. Приблизительный план справки избранного ректора РГГУ: (ФИО) является ректором с (указать дату). На Конференции … (указать дату) избран на новый 5-летний срок. Далее перечисляются ученые степени, ученые звания, академические звания и почетные звания. Далее – специалист в области ..., закончил ..., формирование ученого ... Чему посвящены кандидатская и докторская диссертации... Как складывалась дальнейшая трудовая и научная биография... Трудовая и научная деятельность в настоящее время... Педагогическая деятельность в настоящее время... Оценка педагогической и научной деятельности в России и за рубежом ... Особенно мы подчеркнули и описали те научные достижения избранного ректора, которые были признаны РАН ... Также указали его участие в диссертационных советах, экспертных советах ВАК … Наличие школы – сколько подготовлено учеников (докторов и кандидатов наук) ... Общественно-профессиональная деятельность ... Заканчивается справка перечислением правительственных, отраслевых и других наград.
  11. Копии документов о награждении – заверяются в Управлении кадров вуза.
  12. Протокол заседания мандатной комиссии № 1 об избрании председателя и секретаря комиссии.
    Протокол заседания мандатной комиссии № 2 о правомочности конференции.
  13. Протокол заседания счетной комиссии № 1 об избрании председателя и секретаря комиссии.
  14. Протокол заседания счетной комиссии № 2 с результатами тайного голосования.
    Оформление протоколов мандатной и счетной комиссии описано в приложении 9.
  15. Положение о процедуре выборов ректора (название вуза) с приложениями – утверждается Ученым советом вуза (дата, № протокола), подписывается зам. председателя Ученого совета (в случае избрания председателя на должность ректора) и ученым секретарем университета, заверяется гербовой печатью вуза.
  16. Стенограмма заседания Конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся по выборам ректора вуза – подписывается председателем Конференции и секретарем Конференции, заверяется гербовой печатью вуза.
  17. Устав вуза с изменениями и дополнениями – нумеруется, прошивается и заверяется проректором по соответствующим вопросам и гербовой печатью вуза.
  18. Выписка из протокола Конференции об утверждении протокола № 2 счетной комиссии и об утверждении решения Конференции (приложение 16)
  19. Фотография 3х4 для оформления удостоверения.
  20. Справка-объективка (с CD диском) – форма справки-объективки получается в Минобрнауки РФ (приложение 17).
  21. Справка о размере среднемесячной заработной платы работников основного персонала за 2010 г. – подписывается главным бухгалтером, заверяется гербовой печатью вуза.

К делу прикладывается копия письма, полученного из Минобрнауки РФ, с информацией об окончании срока полномочий действующего ректора, на котором действующий ректор расписывается в ознакомлении.

Оформление документов Конференции

по выборам ректора вуза (на примере РГГУ)

         В заключение работы по организации Конференции секретарем Комиссии по выборам ректора были сформированы следующие дела:

В дело по избранию делегатов также входят протоколы первичных собраний по выдвижению делегатов на конференцию обучающихся РГГУ и протоколы первичных собраний филиалов РГГУ по выдвижению делегатов на 3 конференции филиалов РГГУ.

Дела Конференции, как правило, хранятся в Ученом совете вуза.

Список приложений

Приложение 1. Положение об Аттестационной комиссии Минобрнауки РФ (утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.11.2006 № 288).

Приложение 2. Список документов, представляемый в Департамент инвестиционного развития и федерального имущества для согласования кандидатур для избрания на должность ректора вуза.

Приложение 3. План мероприятий по проведению процедуры выборов ректора вуза на альтернативной основе (на примере плана мероприятий ГОУ ВПО РГГУ).

Приложение 4. Пример заполнения персональных данных кандидата на должность ректора.

Приложение 5. Пример представления информации о выборах ректора на официальном сайте вуза.

Приложение 6. Список документов, представляемый в Совет ректоров вузов Москвы и Московской области и Департамент образования г. Москвы по кандидатурам на должность ректора вуза.

Приложение 7. Форма баллотировочного бюллетеня для тайного голосования по выборам ректора.

Приложение 8. График проведения общих собраний и конференций по избранию делегатов на Конференцию по выборам ректора вуза (на примере РГГУ).

Приложение 9. Примерный сценарий проведения Конференции по выборам ректора вуза (на примере РГГУ).

Приложение 10. Протокол собрания (или конференции) по избранию делегатов на Конференцию по выборам ректора вуза (на примере РГГУ).

Приложение 11. Образец удостоверения делегата Конференции по выборам ректора (на примере РГГУ).

Приложение 12. Протокол мандатной комиссии № 1, протокол мандатной комиссии № 2 (на примере РГГУ).

Приложение 13. Протокол счетной комиссии № 1, протокол счетной комиссии № 2 (на примере РГГУ).

Приложение 14. Решение Конференции о ходатайстве перед Минобрнауки РФ об утверждении избранного ректора в должности на срок 5 лет.

Приложение 15. Перечень документов избранного ректора, представляемых в Минобрнауки РФ для утверждения в должности.

Приложение 16. Выписка из протокола Конференции по избранию ректора РГГУ (об утверждении протокола № 2 счетной комиссии и об утверждении решения по избранию ректора на срок 5 лет).

Приложение 17. Образец справки-объективки избранного ректора (форма Минобрнауки РФ).


1 К педагогическим и научным работникам университета относятся: преподаватели штатные, преподаватели-совместители, иностранные преподаватели, научные сотрудники штатные, научные сотрудники-совместители; к работникам иных категорий относятся: штатные сотрудники и сотрудники-совместители административно-управленческого персонала (АУП), учебно-вспомогательного персонала (УВП), прочего обслуживающего персонала (ПОП); к обучающимся относятся: студенты очной формы обучения, магистранты, аспиранты очной формы обучения, докторанты – в т.ч. иностранные (Из Положения о процедуре выборов ректора РГГУ).

2 Брюханов, Ю.А., Воробьева, Л.И. Примерное положение о порядке выборов ректора в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования [Текст] Ю.А. Брюханов, Л.И. Воробьева. – Курск: Изд-во КГУ, 2010. – 27 с.

3 Если в результате согласования остается один кандидат, процедуру выдвижения кандидатов на должность ректора необходимо повторить сначала. Если число согласованных кандидатов более одного – работа по подготовке Конференции по выборам ректора на альтернативной основе продолжается.

4 Факт согласования даты Конференции Минобрнауки РФ подтверждает письмом.



© РГГУ 1996 - 2024. Все права защищены.